- Всё о Турции — cайт о Турции, турецкий менталитет, обычаи Турции, турецкие мужчины, турецкая кухня, турецкий язык, русские в Турции, женщины в Турции, современные турки, турецкая музыка, турецкие фильмы - http://todayturkey.ru -

Отдых людей с ограниченными возможностями в Аланье

Автор: Владимир Корнеев

Здравствуйте! Меня зовут Владимир, мою подругу Ольга. Ольга имеет инвалидность с детства, сейчас это уже первая группа. За пределами квартиры передвигается на инвалидной коляске. Далее я буду писать от нас обоих.

В сентябре этого года мы посетили Аланью (Турция). Это наш первый опыт зарубежного отдыха. До этого мы трижды посещали юг России. Добирались до места по железной дороге. Пользовались специальным вагоном для инвалидов.

Именно информация о таком вагоне и послужила для нас толчком отправиться в путь. И именно информация об опыте отдыха других инвалидов за пределами России послужила для нас очередным толчком для расширения географии наших поездок. В этот раз нам предстояло совершить перелёт, что вызывало некоторые опасения “как всё пройдёт”. Но нам помогали фотоотчёты об отдыхе за рубежом таких же людей на инвалидных колясках, как и мы. Поэтому решение было принято, и мы обратились в турагентство за помощью в подборе тура.

Окончательный выбор пал на турецкий город Аланья. Мы хотели не только есть, купаться и загорать, но и самостоятельно знакомиться с окрестностями, передвигаясь на своей инвалидной коляске. Из всех вариантов Аланья подходила больше всего. Это город с древней историей, имеющий современную инфраструктуру и посещаемый туристами со всего мира, что мотивирует местные власти обустраивать его и делать удобным для отдыхающих. Немаловажно, что улицы, идущие вдоль береговой линии, не имеют резких перепадов по высоте, что позволяет справляться с механической коляской, не прикладывая больших усилий.

В Аланье действует программа под названием «Город без границ», направленная на адаптацию города для людей с ограниченными физическими возможностям.

Нам удалось познакомиться с соотечественниками, живущими в Аланье, которые познакомили нас с городом и показали, как пользоваться автобусом. После этого мы уже самостоятельно колесили по городу каждый день всего нашего отдыха.

Аэропорт, самолёт, трансфер

Мы вылетали из Нижнекамска (Бегешево) и возвращались обратно туда же. Есть определённые замечания. Например, в некоторых местах только ступеньки, в автобус к самолёту коляску тоже пришлось поднимать на руках, т.к. аппарели нет. Ещё нам пришлось подниматься и спускаться по трапу, т.к. ожидание грузового подъёмника могло затянуть нашу посадку и высадку. Мы можем немного двигаться, поэтому решили не настаивать на подъёмнике. Но “шейникам” грузовой лифт будет просто необходим. Перед трапом нашу коляску забрали в багажное отделение. Мы сидели в обычных креслах. Поэтому очень важно, чтобы информацию о необходимости помощи с посадкой отправляющая сторона (турагент) донесла до сотрудников аэропорта заранее. В нашем случае они были удивлены нашему появлению.

В самолёте нам тоже пришлось помучиться, чтобы протиснутся между узкими рядами кресел. На передние места, где перед тобой нет сидений, нас почему-то не посадили ни в том, ни в другом направлении.

Аэропорт Анталии. Здесь вы можете полностью расслабиться. Из самолета не пришлось спускаться по трапу. Команда борта вызвала для нас специальный подъёмник (такая небольшая машинка с вместительной кабиной лифта). По пути от самолета к аэропорту наш подъёмник принял ещё одного пассажира на инвалидной коляске с другого самолёта. Перед зданием аэропорта нас встретил специальный служащий. У него даже нашивка (силуэт инв.коляски) на рукаве указывала, что он работает с инвалидами. Парень взял наши документы и провёл нас по всем службам прямо без очереди. Мы получили багаж, у стойки туроператора получили информацию о встречающем нас автобусе.

Вот здесь безбарьерная среда закончилась. Я не встретил ни одного туристического автобуса, который был бы оборудован спецподъёмником для инвалидов. Но мы и это преодолели. Коляску в багаж, а сами в салон с дополнительной помощью. Возможно, что трансфер можно организовать и на легковом автомобиле: куда легче садиться, но в нашем случае такого не было.

Перед обратным перелетом мы уже самостоятельно продвигались от автобуса до здания аэропорта. В здании аэропорта Анталии специальным символом обозначены двери для въезда и входа инвалидов. Есть стол информации, но за ним не было человека. Нашли и спец.рамку детектора, которая шире обычного, чтобы проехала коляска. А также спец.символом обозначена и стойка регистрации. Но она была неактивна.

При вылете из Анталии к самолёту мы проезжали по рукаву. Но садились опять таки в обычные кресла.

Отель

Мы остановились в отеле “Банана” в районе Аланьи Оба. Он состоит из двух частей: пляжный (корпуса бунгало) с рестораном “White and White” и основной восьмиэтажный.

В описании отеля в интернете мы находили информацию о номерах для инвалидов, но, во-первых, описание лишь частично совпадало с реальностью и не было понятно, тот ли это был отель, а, во-вторых, нам и не предложили эти номера, когда мы подкатили на ресепшене. Да нам и нет особой необходимости в этом, т.к. мы справляемся. Наличие лифта и отсутствие бортиков в душе — этого достаточно. В некоторых номерах есть ванны, вот это точно не наш вариант. После беседы с персоналом нас вместо третьего этажа поселили на восьмом. Вид с балкона был просто замечательный: море, полуостров, корабли, часть города, из окна в коридоре вид на центральную Аланию и горы.

Минуты три до бульвара Ататюрка (набережная) и мы уже в ресторане “White and White”. С проездом до ресторана и внутри него особых проблем не было. Разве что при переходе дороги приходится долго ждать, пока пройдёт весь транспорт (здесь нет традиции пропускать пешеходов, даже на пешеходном переходе и даже на инвалидных колясках), а в месте заезда бордюр был слегка высоковат, и поэтому приходил поднимать коляску на задние колёса. Эта же проблема обнаружилась во многих других местах Аланьи. В зале есть пандус для тележек с посудой, которые возит персонал, им мы и пользовались. При небольшом усилии можно выехать и на веранду под навесы. Завтракать с видом на прибрежные волны одно удовольствие.

Совершили мы и небольшой подвиг — согласились на посещение хамама при отеле за 35$ с человека. Отельный гид Рамин уверил нас, что там всего три-четыре ступеньки. Он нам просто солгал, отрабатывая свои проценты от проданных экскурсий. Там оказалось ступенек двадцать. Пришлось подниматься своим ходом вниз и обратно вверх. Мы можем такое провернуть, а если вы очень грузны или движения без коляски вам доставляют больше проблем и неудобств, то лучше воздержаться от этой процедуры, хотя бы в данном месте. Впечатления от посещения хамама остались у нас самые замечательные (сухая сауна, влажная сауна с ментолом, пенное обтирание тела (лёжа на горячем каменном столе), небольшой отдых с чаем, маска на лицо, общий массаж тела с маслом. И если уж вы решитесь на посещение турецкой бани, то сделайте это в самом начале отдыха, т.к. при обгоревшей коже данная процедура не доставит вам удовольствия. Также, вы можете подумать о посещении хамама в другом более удобном месте. В городе мы встречали хамамы и за 10 евро, в которые можно заехать прямо на коляске. Но мы там не были и не знаем что и как внутри.

В целом, отдых в основном корпусе нам понравился. Хороший вид из окна, но не всем так везёт. Номера разные, и у некоторых постояльцев были претензии к отелю, но всё решалось на ресепшене.

На береговой линии в двухэтажных корпусах нам бы не понравилось. В выходные там музыка до поздней ночи из ресторана. Края бассейна неудобны для нас. Да и стоят номера дороже.

Городские автобусы

Подъезжаем к остановке. Ждём автобус городского маршрута (как правило у них в верхней части лобового стекла есть информационное табло с указание номера маршрута и конечных остановок, либо стоит табличка в левом углу). Также на самом автобусе в районе дверей нанесены спец.символы инвалидной коляски, что говорит о том, что данный транспорт оборудован пандусом.

Когда видим приближающийся автобус нужного нам маршрута, машем один-два раза рукой, давая понять водителю, что мы будем садиться в этот автобус и нам нужна его помощь с аппарелью. В таких случаях водители стараются подъехать максимально близко к тротуару, чтобы заезд по аппарели был наиболее удобен. Один раз таким образом мы заехали в автобус прямо с тротуара без использования аппарели. Но в большинстве случаев аппарель приходится раскрывать. В этом могут помочь пассажиры автобуса или стоящие на остановке люди. Даже языковой барьер этому не помеха. Лично я сам управлялся с аппарелью и коляской. Пару раз подходили сами водители, чтобы помочь. Но попадались и не очень дружелюбные и внимательные водители: останавливались недостаточно близко или далеко от бордюра (тротуара), и по этой причине между аппарелью и тротуаром нельзя было подъехать всеми четырьмя колёсам. Приходилось поднимать коляску на два задних колеса и изворачиваться в этом узком пространстве.

Итак, мы в автобусе. Первое время я старался поставить коляску так, как было задумано дизайнерами автобуса: спинкой кресла к вертикальной мягкой панели. Таким образом человек в коляске едет спиной по ходу движения. Но это доставляет больше неудобств и при посадке, и при высадке, т.к. водитель сразу начинает движение, и коляску водит, а при выходе в салоне автобуса могут быть пассажиры и разворачиваться очень неудобно. Поэтому я ставил коляску прямо как заезжал (спиной к дверям). Коляску на тормоз. Поднимаю аппарель. Иду к водителю для оплаты проезда.

Смотрим по сторонам, отмечаем для себя ориентиры, чтобы не пропустить нужную остановку, т.к. водители не объявляют остановок. Исключение составляют популярные у туристов места (центральный базар, монумент Ататюрка). Но даже в этом случае не с первого раза понятно, что кричит водитель. Перед выходом лучше нажать на кнопку остановки с символом инв.коляски (размещена на поручне на уровне кресла), чтобы водитель был в курсе, что необходимо подождать ваш выход. Если такой кнопки нет, то жмите обычную красную кнопку, расположенную на поручне у выхода из автобуса.

Мы заметили, что есть разные модели автобусов – по разному оборудовано место для инвалидной коляски, может отсутствовать кондиционер в салоне, но главное, аппарель на своём месте.

Куда и где можно кататься в Аланье

Кроме мест в пешей доступности, мы побывали в двух замечательных местах, используя городские маршруты автобусов. Это Кале и Дим Чайи

Кале — так называют крепость на вершине полуострова. Кстати, ранее вся Аланья помещалась в пределах стен этой крепости. До Кале можно подняться пешком, но это не наш вариант, т.к. на всём протяжении маршрута сплошные подъёмы. Не уверен, что это под силу даже электроколяске. К тому же есть одна опасность, которая исключает такой вариант: дорога до Кале узкая, местами еле-еле расходятся встречные автобусы, кое-где они даже ждут проезда встречного транспорта.

Второй вариант: такси. Их множество в центральной части города и они легко узнаваемы по ярко-жёлтому цвету кузова и надписям. Если вам удобно пересаживаться из кресла в салон автомобиля, то вы можете воспользоваться таким индивидуальным транспортным средством. У подножия горы водители предлагали цену в 40 лир. В эту стоимость входит проезд до Кале, ожидание вас (пока вы осматриваете достопримечательности) и возвращение обратно к месту посадки.

Но мы воспользовались третьим вариантом – самым оптимальным и экономным – городской маршрут автобуса номер 4. Садиться лучше на конечной остановке. Автобус начинает движение с автостанции, которая расположена за центральным базаром (следующая остановка от монумента Ататюрка, напротив магазина DeFacto). Необходимо лишь пройти сквозь торговые ряды и парочку улиц. Не стесняйтесь спрашивать у людей, как пройти до автобусной остановки. На самой станции нам помог прохожий. Он подвёл нас к автобусу №4, который мы самостоятельно не могли найти среди остальных. Автобус по маршруту ходит в течение дня каждые полчаса.

Поднявшись на нём на самый верх, мы не стали входить внутрь крепости, т.к. это не входило в наши планы, к тому же на коляске это весьма проблематично. Стоит отметить, что посещение самой крепости – мероприятие платное. На вершине стоят турникеты и пристройка с кассой по продаже входных билетов.

Немного в стороне мы нашли площадку, с которой открывался замечательный вид на Аланью. Пофотографировались там и стали спускаться по серпантину, придерживаясь обочины, или переходя на тротуар, если он был. Останавливались везде, где было расширение дороги, чтобы рассмотреть окрестности.

Вторая наша остановка – это старая зубчатая стена, вдоль которой можно ходить, и уйти достаточно далеко, но только без коляски и имея соответствующую экипировку. С этой стены можно увидеть пляж Клеопатры и небольшой мыс с пещерами и гротами, которые любят показывать туристам экскурсионные гиды на яхтах.

Далее вниз по дороге. Можно рассмотреть остатки прежнего города, стены, тоннели, дворы, дома, улочки, всё вымощено и сложено из камня, многое разрушено и заросло растениями. Местами попадались жилые постройки, возле которых местные жители торговали различными сувенирами и рукоделием. Мы спускались дальше.

По пути попадались оборудованные смотровые площадки с биноклями. Виды на окрестности там замечательные. Пользоваться биноклями можно за плату в 1 лиру, зато фотографироваться и любоваться своими глазами можно вдоволь и совершенно бесплатно.

Таким образом, можно спуститься прямо до пляжа Клеопатры, откуда недалеко до бульвара Ататюрка, а там можно сесть на автобусы маршрутов 1 и 101, чтобы добраться поближе к месту вашего проживания, если это необходимо.

Но, если во время спуска вы устали и захотите сесть в автобус, то сделать это можно на любом просторном месте, где сможете опустить пандус. Например, на смотровых площадках.

Дим Чайи — горная река в нескольких километрах от центра Аланьи. Туда ходит автобус №10. Мы садились с остановки напротив торгового центра Alanyum (на противоположной от него стороне). Расписание нам не известно, но днём автобус ходит примерно каждые полчаса. Здесь схема такая же: проезжаем до самой последней остановки (а их будет несколько, и зазывалы ресторанчиков подходят прямо к дверям автобуса и громко приглашают выйти и зайти именно в их местечко).

Конечная остановка — основание плотины, небольшой водопадик прямо на дорогу и первый ресторан с множеством столиков, расположенных рядами вдоль стены и прямо в воде. Отсюда можно не спеша двигаться в обратном направлении до последнего подобного ресторанчика.

Там красиво — горы, покрытые зеленью, отвесные скалы, река, перекаты, рыбная ферма по выращиванию форели. У последнего ресторанчика (где можно уже увидеть жилые городские постройки) садимся на наш десятый автобус и возвращаемся откуда приехали. Однако, если вы захотите завершить свою прогулку раньше, то можете у любого ресторанчика остановиться и подождать автобус. Посадят вас в любом месте, лишь бы было пространство для въезда по пандусу. Машите руками водителю.

Помимо этих двух маршрутов, мы совершали пешие прогулки вдоль основных улиц Аланьи. Они наиболее пологие и расположены параллельно друг другу вдоль побережья, поэтому там нет крутых подъёмов и спусков.

Также можно прогуляться вдоль пляжа Клеопатры. Там есть парковая зона, фонтаны, виды на море.

Самой удобной для пеших прогулок на инв.коляске является набережная Аланьи, начиная от того места, где река Дим Чайи впадает в море, и до монумента Ататюрка. Там вам не придётся преодолевать бордюры и перекрёстки.

От монумента – поворот к морю. Здесь прудики с золотыми рыбками и водной черепахой, парк кошек, пристань с яхтами, Красная башня и маяк. Чем дальше от бульвара, тем больше препятствий для проезда можно обнаружить. Но все они преодолеваются или находятся иные пути проезда.

Купание в море и бассейне

В нашем отеле хоть и были номера для инвалидов, но специального устройства для погружения в бассейн или ступенек с поручнями не было. Специально не искали по Аланье, но, вообще, есть специализированные отели с различными вспомогательными устройствами. Мы же справлялись самостоятельно. Я высаживал подругу из коляски на край бассейна, ноги в воду, надувной круг и опускаемся в бассейн.

В нашем отеле отдыхала мама с сыном Ираклием, у которого был диагноз ДЦП. Сын лёгкий (пару раз помогал вытаскивать его из бассейна), поэтому мама смело его пересаживала из коляски на край бассейна, надевала на него круг и они вместе плавали в бассейне.

Всегда находились люди, которые сами предлагали помощь опустить и вытащить и ребёнка, и подругу из бассейна. А если не стесняться просить, то вообще можно пользоваться бассейном без проблем.

Из своего опыта могу добавить, что нам удобнее пользоваться бассейнами без бортиков и где вода вровень с краем бассейна. А если есть ступени с поручнем, то ещё лучше.

Пляж отеля Банана мало приспособлен для инвалидов-колясочников. Есть дорожки и настилы между обычными пластиковыми лежаками. По настилам можно заехать на пирс. Но зайти в море не представляется возможным – песок у береговой линии поднят примерно на метр. Плюс на дне у берега полно камней, о которые можно пораниться.

Однако вдоль набережной множество городских пляжей, которыми можно воспользоваться, если вы найдёте их удобными для себя. Но тут вас могут поджидать проблемы — где-то съезд разбился, и без посторонней помощи не обойтись, где-то нет настилов, где-то много мусора и прочее. Напротив отелей порядка и удобств побольше, но никто не гарантирует безбарьерного пользования пляжем.

Единственный на сегодняшний день пляж, который более-менее удобен для инвалидов-колясочников – это пляж Клеопатры.

Мы посетили его один раз. Удобный съезд с прогулочной дороги вдоль берега. Специальные кабинки для переодевания, душ, туалет. Рядом большая площадка с высокими деревянными лежаками, на которые удобнее пересаживаться из кресла, если вы пожелаете позагорать лёжа. Мы попросили персонал пляжа, и к нам подошёл молодой человек, который подвёз специальную коляску с поплавками. На этой коляске удобно передвигаться по песку и заезжать прямо в море.

Однако в день нашего посещения были большие волны и нам не разрешили заехать в море, т.к. коляска могла перевернуться. Хочу отметить, что мы заходили на пляж в самом его начале у подъема на Кале, именно там в районе вышки спасателей и находится место для инвалидов-колясочников.

Поэтому, если вас интересует купание в море, рекомендую искать отели вблизи пляжей Клеопатры, чтобы можно было, прогуливаясь по парку вдоль берега и при благоприятной воде спускаться к морю.

Магазины, кафе

В районе бульвара Ататюрка (особенно в центральной части города) подобных заведений великое множество. Их посещение не должно вызвать особых затруднений. Если нельзя заехать в один магазин, всегда найдётся другой с более удобным входом. Кроме того, следует быть осмотрительными, глазея по сторонам: в некоторых местах края дорожек резко обрываются вниз и не имеют ограждений.

Торговые центры Alanyum и Kipa: удобный въезд, двери на фотоэлементах, лифт на все этажи, туалеты. В магазине LC Waikiki всё это тоже есть, но места там мало, тесно, лифт один и нам приходилось ждать его среди толпы прочих посетителей. Заприметили у входа в магазин “DeFacto” электроподъёмник для инв.коляски.

Специально туда поднялись. Внутри зала расположен лифт на другие три этажа. Но тут нас ждал неприятный сюрприз: на первом этаже попасть в лифт можно, только преодолев две ступеньки, пандуса нет. Видимо, хозяева озаботились установкой подъёмника чисто формально для получения разрешения на открытие магазина, но, к сожалению, не подумали о том, как попасть на коляске в лифт (на остальных этажах ступенек перед лифтом нет). Мы можем справляться со ступеньками, поэтому поднялись и на другие этажи, а остальным ребятам на колясках потребуется посторонняя помощь, чтобы поднять коляску на две ступеньки.

Говорят, в рамках проекта адаптации города для людей с ограниченными возможностями, большинство кафе в центре тоже оборудованы специальными туалетами и, если необходимо, подъемниками. Например, в кафе Nadir (бульвар Ататюрка недалеко от аквапарка) в туалете есть специальная кабина для инвалидов-колясочников. Также зашли за шаурмой в Mis Doner. У прилавка увидели, что на лестнице установлен электроподъёмник и можно спуститься на коляске в обеденный зал.

Замена колеса коляски

Во время отдыха с нами случилось маленькое происшествие, которое показало, что даже такие ситуации вполне разрешимы.
Отправились мы к автобусной остановке, чтобы съездить к Дим Чайи. Пока ждали автобус, я обратил внимание на колесо – оно оказалось спущенным.

Особой паники не было, т.к. в первую нашу поездку приключилась такая же история. Но тогда мы обнаружили неполадку в отеле, и хозяин отеля отвёз коляску на своей машине в шиномонтаж, где нам бесплатно поставили заплатку на камеру. После этого она ещё два года ездила с нами. Но теперь мы в городе иностранного государства, а ближайшую шиномонтажку видели очень далеко на въезде в город.

Мы приняли решение найти ближайшую бензозаправку, чтобы сначала попытаться накачать колесо. Нам повезло, что мы были ещё в городе, на остановке, и до заправки было всего сто метров. Слабо верилось, что в колесе нет прокола, но надежда умирает последней. На тот момент я не представлял, где можно было отремонтировать колесо. Пришлось посадить Ольгу на скамейку автобусной остановки. С таким колесом нельзя пользоваться коляской, иначе и камера, и покрышка придут в негодность. К тому же, не была ясна причина проблемы: то ли это был прокол колеса, то ли оно сдулось через ниппель.
На заправке я обратился за помощью к персоналу. Ребята махнули куда-то в угол, где был небольшой ангар сервисной службы. Один из мужчин попробовал подкачать колесо, но оно тут же сдувалось. Значит, прокол. Я спросил, где тут можно отремонтировать коляску. Мужчина показал на машину, предложил положить коляску в багажник, а мне сесть в салон. Как смог, я объяснил водителю, что мне нужно забрать подругу с остановки. Затем он отвёз нас в квартал автомастерских (тут же рядом), переговорил с мастером из бокса по ремонту шин и велосипедов. Он осмотрел камеру и предложил заменить на новую. Нам обошлось это всего в 17 турецких лир. Коляска была снова готова к путешествиям.

Тут же подошла супруга нашего спасителя. Она оказалась нашей соотечественницей. И мы не упустили возможности в полной мере передать наши благодарности её мужу за его участие в нашей проблеме. Мы отказались от предложения подвезти нас, т.к. и отель наш тоже был совсем близко.

Мы и не могли предположить, что всё так благополучно закончится. Проблемы решаемы, барьеры преодолимы.

Насколько всё безбарьерно

В целом, Аланья подходит для отдыха людей с ограниченными физическими возможностями. Это подтверждают сами люди, приезжающие сюда на отдых. Во время нашего пребывания там мы видели людей на электроколясках, на механических, даже встречали женщину, которая каталась одна, толкая свою коляску за ободья колёс, также наблюдали пожилых людей, которые с помощью ходунков добирались до экскурсионного автобуса. Ещё одним фактом, подтверждающим доступность Аланьи для инвалидов, является приезд в город в конце осени групп детей с ДЦП на инв.колясках (по 10-15 человек). На большинстве пешеходных тротуаров положена тактильная плитка для слабовидящих людей. В центральной туристической части города её очень много, она буквально везде.

Но даже в такой безбарьерной среде находятся свои барьеры, которые несколько затрудняют передвижение людей с ограниченными физическими возможностями.

Не везде есть указатели и знаки. Порой, установка спец.оборудования ещё не гарантирует безбарьерную среду. Необходимо продумывать весь путь движения инвалида. Один такой пример был выше — подъёмник в магазине DeFacto, где можно попасть на первый этаж, но встретить препятствие в виде нескольких ступеней перед лифтом, и не суметь попасть на другие этажи.

Прогуливаясь по бульвару Keykubat, мы заметили, что примыкающие к бульвару тротуары оборудованы тактильной плиткой для слабовидящих, но она заканчивается у бульвара.

К большому нашему сожалению стоит признать, что одна-две коляски на пляже для заезда в море на всё побережье Аланьи – это ничтожно мало. Не думаю, что такое устройство стоит больших денег. Можно на каждом пункте городских пляжей иметь такую коляску, оборудовать будку для переодевания, туалет и душ. Сделать более удобными съезды для колясок, оборудовать небольшую площадку с несколькими высокими лежаками, чтобы было удобнее пересаживаться из коляски. Вывесить информационные таблички и вывески. При отсутствии инвалидов этим могут пользоваться и остальные люди.

На некоторых участках тротуара выделена полоса для велосипедистов, по которым могут ездить и коляски. Она обозначена синей или белой линией. Однако в большинстве своём прямо на этих местах стоят лотки торговцев, или сами торговцы сидят за столиками и пьют чай.

Также всегда будьте внимательны как на дороге, так и на тротуаре. По дорогам ездят бешеные водители авто и скутеров, мотоциклисты и велосипедисты. Даже на тротуаре вы не в безопасности. Вдоль набережной постоянно проносятся стигвеи (двухколёсные устройства). В некоторых местах тротуары проходят в непосредственной близости от построек и здесь могут быть отвесные обрывы, часто без барьеров, и можно упасть вниз, если не быть внимательным.

Но все эти барьеры были нами преодолены. Мы провели замечательные 17 дней в Аланье, самостоятельно обошли и объездили основную часть города и главные туристические места.

Надеемся, что наш опыт станет для кого-то полезным. Желаем всем удачи и приятных путешествий!

Автор: Владимир Корнеев