- Всё о Турции — cайт о Турции, турецкий менталитет, обычаи Турции, турецкие мужчины, турецкая кухня, турецкий язык, русские в Турции, женщины в Турции, современные турки, турецкая музыка, турецкие фильмы - http://todayturkey.ru -

Турецкие железные дороги

Железнодорожный транспорт — малоизвестная сторона жизни Турции для русского туриста, как, впрочем, и для любого иностранца, посещающего страну. Львиная доля туристов посещает ривьеру Антальи и Аланьи, куда железнодорожное сообщение не было проведено, поэтому для путешественника ЖД транспорт остается неизведанной загадкой. Ради справедливости стоит отметить, что и среди обывателей-турок железнодорожный транспорт тоже не получил популярности… пока еще. Но об этом расскажу позднее.

Железнодорожное сообщение в Турции развивалось медленными темпами, так как самым основным препятствием в развитии явился ландшафт страны – гористая местность.

Свою историю железнодорожный транспорт Турции, еще в Османской Империи, начиная с 1856 года, когда британская компания связала Измир и Айдын – это 130 км пути. А 143 года назад первая в стране международная железнодорожная линия связала Париж и Стамбул, что положило начало курсированию знаменитому «Восточному экспрессу», который был упомянут во многих художественных произведениях, самый известный из которых – «Восточный экспресс» с Эркюлем Пуаро Агаты Кристи. Путь экспресса пролегал через Страсбург, Карлсруэ, Штутгарт, Ульм, Мюнхен, Вену, Будапешт, Бухарест, Русе, Варну, Эдирне и далее прибывал на вокзал Сиркечи в Стамбуле. Но сложилось так, что в 1977 году он прекратил свое существование. Тот факт, что строительство железнодорожный линий в стране вела английская компания, положил основу тому, что в основу развития ЖД транспорта Турции легли британские (европейские) стандарты. Такие, например, как ширина колеи – Стефенсоновская – 1435 мм.

В целом за 70 лет в Османской империи было проложено 10 тысяч км железной дороги. После образования Народной Республики в 1923 г., только 4 000 км путей осталось на территории республики. Их национализировали и продолжали развивать ЖД сообщение в стране, опираясь главным образом на промышленные нужды – доставка грузов в порты, на заводы и промышленные предприятия. Но с 1960 года в Республике было принято решение отдать приоритет в развитии автомобильному транспорту, и в стране началось активное строительство автомобильных дорог и шоссе. Автобусы взяли на себя основной поток пассажиров, что и происходит по сей день.

Турки с детства знают, что такое многочасовая – 5 или 10, а иногда и 15-часовая автобусная поездка. В кресле автобуса, с остановками для «перекура» и «обеда» турки научились терпеть все неудобства передвижения сидя. Хотя, конечно, сегодня автобусы — это комфортный транспорт с кондиционером, телевидением, интернетом, стюардом, иногда и с туалетом. В стоимость билета входит легкий «перекус» — горячие напитки, соки, кексы и вода в неограниченном количестве. Но на мой скромный взгляд, все эти удобства не возместят удобства поспать лежа, в самом простом вагоне плацкарты.

Но, несмотря на то, что автобусный транспорт взял на себя основную массу передвижений граждан по стране, ЖД пассажирское сообщение также существует в Турции. Более скромное и немногочисленное, но вполне достойное.

Железнодорожное сообщение и транспорт в стране развивает TCDD — Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları – Государственные Железные дороги Турецкой Республики.

Сегодня в Турции с ЖД вокзалов страны отправляется 12 маршрутов обычных скорых поездов по территории Турции:

Поезда укомплектованы вагонами следующих видов: пульман (кресла стоят в вагоне, как в автобусе), компартмент – сидячее благоустроенное место в купе, сидячая кушетка – простое сидячее место в купе и спальный вагон.

Билеты можно купить или зарезервировать через Интернет.

Стоимость билетов варьируется от 20 до 120 лир в зависимости от направления и типа вагонов. Есть скидки для госслужащих – 20% , студентов и детей – 50%.

Кроме того, существуют международные направления: на запад – «Стамбул-Бухарест» через Софию и Пловдив, и на восток – «Стамбул – Тегеран» через Тебриз.

Скоростной поезд — Yüksek Hızlı Tren

В 2003 году в Турции началось строительство первой линии скоростного поезда, которое завершилось в 2009 году. Путь был проложен из Анкары в Эскишехир. Были закуплены испанские поезда у Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF), которые развивают скорость до 260 км в час.

В 2006 году началось строительство линии Анкара – Конья, которое было завершено в 2011 году. А к 2013 году была завершена линия Эскишехир – Конья.

25 июля 2014 года было завершено строительство линии Эскишехир – Стамбул, и этим открыло эпохальную страницу Турции, когда скоростным транспортом соединятся две столицы Турции – Анкара и Стамбул.

Реклама открытия новой линии Эскишехир — Стамбул:

Государство и дальше планирует развивать скоростную линию. Началось строительство линии Анкара – Сивас и далее в Карс. Есть планы строительства скоростного поезда в Анталью, но как дальняя перспектива. Ландшафт побережья – Таврские горы – усложняют осуществление этого проекта.

План развития линий скоростного ЖД движения в Турции:

Данные о скоростных рейсах ЖД Турции

Анкара — Конья — Анкара

Эскишехир — Конья — Эскишехир

Эскишехир – Стамбул (с 25.07.2014г)

Билеты на эти поезда тоже можно купить по интернету.

Проект единой линии – Скоростной поезд и автобус

Так как до сих пор поезда покрывают не все курортное побережье Турции, правительство Турции открыло проект единого пути «Скоростной поезд плюс автобус». Билеты можно купить и на ЖД вокзалах, и в офисах автобусных компаний. Продают везде сразу 2 билета — на поезд и на автобус.

На сегодня можно воспользоваться четырьмя маршрутами:

От Анкары до Коньи/Эскишехира и обратно доставляет скоростной поезд, а до побережья Антальи, Аланьи и Бурсы – автобусная компания. Автобусы подходят прямо к железнодорожному вокзалу Коньи/Эскишехира за полчаса до отправления поезда. И когда прибывают пассажиры на поезде из Анкары, то ждут пассажиров на вокзале, уже готовые к отправлению. Стоимость билета около 40 TL.

На направлении Аланья и Анталья задействована автобусная компания «Озкаймак туризм». На направлении – Бурса – «Камил Коч туризм».

В общей сложности, при использовании этого проекта время в пути сокращается почти на 3 часа.

Скоростные поезда в Турции делают ЖД транспорт более привлекательным для туристов и самих турок. Этому способствуют доступные цены, комфортные поезда и конечно, экономия времени.

Железные дороги Турции как бы говорят: “Hoş geldiniz! Mutlu yolculuklar!” – “Добро пожаловать! Счастливого пути!”

Карта железных дорог Турции (11 Mb)