Я люблю гулять по Махмутлару и Аланье, представляя, что приехала сюда в первый раз, и смотреть на все глазами туристов. Когда видишь эту красоту каждый день, то привыкаешь к ней и начнешь принимать как должное. Это небольшое упражнение помогает мне снова начать видеть, как прекрасны сверкающее море, величественные горы, цветущие живые ограды… Войдя в образ туристки, я также начинаю понимать, как некомфортно люди могут чувствовать себя в чужой стране, не зная языка и самых простых вещей, или думая, что раз здесь «заграница», то и порядки должны быть совсем не такие, как у них дома.
Все эти размышления навели меня на мысль о составлении небольшой памятки для туристов в Турции, чтобы они не чувствовали себя некомфортно в незнакомой среде. Возможно, многие вещи покажутся очевидными для людей, отдыхающих в Турции уже не первый год, но я надеюсь, что читатели все-таки найдут что-то полезное в этой информации.
- Начнем с шопинга. Основной трудностью для туристов является то, что во многих местах большинство информации написано только на турецком языке. Например, в таких супермаркетах, как BIM, A101, Şок и Migros, посещаемых туристами и местными иностранцами, покупатели путаются, на какие ценники нужно смотреть – над или под товаром. Часто, из-за того, что покупатели путают ценники, сумма покупки не соответствует ожидаемой, и на кассе возникают недоразумения. Как правило, вы можете легко понять, какие ценники относятся к каким товарам, внимательнее приглядевшись к надписям и маркам продуктов. Если и это не поможет – не стесняйтесь обращаться к другим покупателям – язык жестов почти международный. К сожалению, очень часто в магазинах «случайно» меняют ценники товаров, выдавая более дорогие за более дешевые. Помните, что вы можете отказаться от товара даже после оплаты.
- В большинстве мест помимо турецких лир можно расплачиваться как банковскими картами, так и долларами или евро. Расплачиваясь «неместной» валютой, будьте готовы к тому, что сдачу вам сдадут турецкими лирами. Несколько раз я видела, что туристы отказываются принимать лиры, требуя сдачу в той же валюте, что они заплатили. Не бойтесь турецких денег, потому что, на самом деле, расплачиваться лирами обычно гораздо выгоднее, чем другими деньгами.
Например, в городском транспорте установлена округленная цена за проезд в долларах и евро, т.к. у водителя нет возможности высчитывать его стоимость и сдавать сдачу по курсу. Платить «валютой» совсем не выгодно. Если вы едете группой из нескольких человек, разница будет весьма ощутимой. Или вот еще: поездка по Махмутлару стоит 1,5 лиры, но, если вы расплачиваетесь долларами, шофер, не моргнув глазом, возьмет с вас целый доллар. За детей, даже дошкольников, водители пытаются брать как за взрослых, хотя дошкольники ездят бесплатно, а проезд ученика от Махмутлара до Аланьи стоит 1,5 TL. Проезд обычно оплачивается сразу после посадки.
- Деньги, как я уже писала, выгоднее и удобнее всего менять не в отеле у стойки регистратора, и даже не в банках, а в специальных пунктах обмена валюты. В отеле очень невыгодный курс, и в банке, кстати, почему-то тоже. Кроме того, в банке обычно разменивают не менее 100 долларов, заставляют заполнять какие-то формы и снимают копии с документов, что занимает много времени.
- Во многих магазинах (особенно фирменных магазинах одежды) можно увидеть две разных цены на этикетке. Бо́льшая из них используется, если вы платите турецкой банковской картой и покупаете вещь в рассрочку (у турецких банков есть такая услуга, когда оплата разбивается на несколько частей и каждый взнос – “taksit” – списывается с банковской карты раз в месяц), и меньшая – если вы оплачиваете всю сумму покупки сразу. В магазинах, где цены написаны на этикетках, обычно не торгуются. Исключение составляют торговые центры с текстилем, кожей, коврами и золотом, в которые туристов возят гиды.
- Турки очень радушны, но, к сожалению, очень вспыльчивы. Если вам назвали цену в 10 долларов, а вы говорите «один», то, очевидно, к согласию вы вряд ли придете. Обычно, если меня не устраивает цена, я просто говорю «спасибо» и ухожу. Продавец же начинает выкрикивать мне вслед новые цены по убывающей. Если уходить медленно, можно услышать ту цену, которая вас устроит. О том, где можно и нужно торговаться, я писала ранее.
- Как вы могли заметить, в туризме нет выходных. Практически все услуги предоставляются туристам в режиме 7/24. Однако аптеки имеют свои собственные часы работы и не работают по воскресеньям. Тем не менее, если вам срочно понадобилось какое-то лекарство, вы всегда можете обратиться в дежурную аптеку в том же районе. Ее адрес высвечивается на экране в витрине аптеки.
- Во всех турецких аптеках цены на товары, не являющиеся косметическими средствами, биоактивными добавками, витаминами и противозачаточными средствами, фиксированы и контролируются государством. То есть, цена в одной аптеке не может быть выше, чем в другой, туристам не могут продать дороже, чем туркам. Единственное, что они могут сделать, чтобы заработать больше денег, так это предложить более дорогой аналог лекарства.
- Если вы, находясь в Турции на отдыхе, нуждаетесь в медицинской помощи и у вас имеется страховка, оформленная в вашей стране, звоните по тому номеру, который указан в вашем полисе. Там найдется человек, который сможет поговорить с вами по-русски и организует вам нужное медицинское обслуживание (из того, что покрывается страховкой). Если обратиться самостоятельно и не туда, то страховка может не покрыть ваши расходы.
-
Кстати, о телефонных звонках. Вот несколько подсказок, которые могут быть полезны:
- Телефонный код Антальи и всего Анталийского региона 0242. То есть, если вы, например, позвоните из Аланьи в Анталью, то этот звонок не считается междугородним;
- Если вы звоните с мобильного телефона на городской, не забудьте добавить код региона (0242 для Анталиийского);
- Код Турции +90. То есть, если вы хотите дать ваш номер друзьям и близком, проверьте, чтобы он состоял из 12 цифр со знаком «+» в начале. Например, +90 xxx xxx xx xx;
- Чтобы позвонить в Россию, вместо 8 в начале номера нужно добавить +7;
- Если вы потеряли паспорт, обратитесь в консульство вашей страны. Телефон российского консульства в Анталии +90 (242) 248 32 02. Номера некоторых других консульств в Анталии вы можете найти здесь же на сайте.
- Я уже писала о брошюре, распространяемой в курортных зонах Турции: «Если у тебя отобрали паспорт, тебе угрожают или заставляют работать бесплатно, если ты оказалась в опасной ситуации – набери линию помощи 157. Звонок бесплатный. В любое время, с любого телефона, даже с мобильного. Сделай звонок, который тебе поможет!»
- Еще один полезный номер для туристов в Анталье – 179. Если вас пытались обмануть, слишком агрессивно навязывают свои услуги, нагрубили, продали некачественный товар или у вас проблемы со здоровьем, вы можете попросить помощи по этому номеру. Операторы ответят вам на турецком, русском, английском и немецком языках. Телефон работает круглосуточно с 1 июня по 1 октября.
Еще несколько советов:
- Выходя на улицу, желательно иметь при себе какие-нибудь документы. Это касается не только туристов, но и местных жителей.
- Кроме аптек, «выходные» в туризме есть и у базаров, которые устраиваются в определенных местах только раз в неделю. Если вы вчера гуляли по базару и решили погулять еще и сегодня, то, наверняка увидите в этом месте автостоянку или пустую улицу.
- Будьте аккуратными на дороге! В Турции не принято пропускать пешеходов на участках дороги, отмеченных «зебрами». Пропускают разве что из вежливости или чтоб поглазеть на симпатичных девушек. Кроме того, здесь очень много молодежи на мотоциклах. Особенно стоит остерегаться доставщиков пиццы, которые спешат уложиться в установленные полчаса с момента заказа (если не уложится, клиент получает пиццу бесплатно). Даже если идете на зеленый свет, будьте предельно внимательными.
- Обязательно мажьтесь солнцезащитным кремом даже в пасмурные дни. Солнце здесь свирепое – и не заметишь, как сгоришь. Желательно применять крем с солнцезащитным фактором не менее 30 для взрослых и 50 для детей.
- Совет по выбору гардероба для солнечных курортов: не берите с собой майки, платья и кофточки со странными несимметричными вырезами! И вообще очень ответственно подходите к выбору дневного гардероба и обуви. Вы загорите в момент, и несимметричный или причудливый вырез вашего туалета будет запечатлен на вашем теле.
Отдельно хочу немного написать про экскурсии и гидов. Недавно мне в руки попала вот такая брошюра из одного отеля в Сиде, в котором отельным гидом работает некий Емин. Надпись, сделанная на обложке брошюры от руки неизвестного (явно не самого Емина, а, скорее, девушки) – яркий пример совка, просочившегося на турецкие курорты. Странно, что компания Odeon Tours считает нормальным встречать взрослых людей на отдыхе за границей пионерлагерными оборотами типа «Все вместе не рецепции!», «Не опаздывать!» и «резервация экскурсий только завтра».
Как написано в этой самой брошюре, информационный коктейль – это встреча, где отельный гид расскажет вам (цитирую): «о стране, о регионе, об отеле, о возможностях проведения досуга (развлечения и спорт), о наших экскурсионных программах. Вы можете заказать экскурсии и получить ответы на вопросы, интересующие Вас». В брошюре ничего не говорится ни о ваучерах, ни о билетах, ни об обязательном присутствии туристов на этой встрече. Ваучеры и авиабилеты – лишь предлог, который может заставить неопытного туриста посетить это мероприятие. Если вы уже не в первый раз отдыхаете в Турции и в достаточной степени владеете нужной вам информацией, а также не собираетесь ехать ни на какие экскурсии, то можете смело пропустить эту встречу.
Если вы все-таки собираетесь принять участие в экскурсиях, то не советую ездить в бесплатный обзорный тур по Анталье: большую часть времени вы проведете в специализированных торговых центрах кожи, золота и ковров. Если выбранный вами тур – это не тур по историческим местам, отдайте предпочтение турагентству за углом отеля: так будет гораздо дешевле, тем более, что у отельного гида «резервация экскурсий только завтра», а вы, возможно, еще не решили, куда хотите съездить или хотите услышать отзывы от людей, приехавших раньше. Вероятность того, что там с вами случится какая-то неприятность на экскурсии от турагентства «за углом отеля» не больше, чем в туре от туроператора. То, что ваша страховка действительна только на территории отеля или в туре от туроператора – неправда.
Если вы хотите посетить исторические места, стоит выбрать тур, предлагаемый отельным гидом. В этом случае у вас наверняка будет русскоязычный гид, прошедший аттестацию и владеющий информацией. Особенно актуально это в начале и конце сезона, когда туристов уже мало, и маленькие турфирмы, торгующие турами на улице, формируют многонациональные группы из всех желающих с одним гидом на всех, дающем информацию, например, только по-английски.
Часто отельные гиды дают туристам понять, что игнорирование информационного коктейля может повлечь за собой немилость гида и, как следствие, отказ в решении ваших проблем. Во-первых, такое поведение может говорить только о непрофессионализме гида. Во-вторых, никаких ваших проблем отельный гид решить не может, так как основная его задача – давать информацию и продавать туры. Не стоит зря расстраивать гида и открыто говорить ему, что вы собираетесь купить тур не у него, а за углом, ведь он просто старается выполнять свою работу и заработать денег. В то же время, отельный гид не имеет права игнорировать туристов из личной антипатии. У каждого туроператора есть отдел по связям с туристами, куда можно направить свои жалобы и пожелания. Контактную информацию можно найти как на информационной стойке в отеле, так и на сайте туроператора.
В конце каждой поездки, будь то трансфер из аэропорта/в аэропорта, или экскурсионный тур, гид предлагает поощрить вашего водителя за то, что довез вас до пункта назначения живыми. Чаевые – это всегда акт доброй воли. Если водитель – мрачный тип, не остановившийся на заправке по общей просьбе пассажиров, или вы вынуждены были глотать валидол во время крутого спуска, где он даже не сбавил скорость, то ни о каких чаевых речи быть не может. Тем более, что половину чаевых заберет себе гид.
Еще пара слов о ваучерах: гиды часто пугают туристов тем, что если при себе у них не будет ваучера, то не избежать им проблем с полицией или жандармами, и наказывают им носить ваучер при себе. Уверяю вас, жандармам нет дела до туристов, покуда они не нарушают общественный порядок. Вполне достаточно носить с собой паспорт, в котором, кстати, стоит отметка о дате вашего въезда в страну, и вы спокойно можете находиться на территории Турции в любом не запрещённом месте в течение срока, оговорённого законом.
На этом все. Если у вас есть какие-то вопросы, не стесняйтесь задавать! Приятного отдыха!