- Всё о Турции — cайт о Турции, турецкий менталитет, обычаи Турции, турецкие мужчины, турецкая кухня, турецкий язык, русские в Турции, женщины в Турции, современные турки, турецкая музыка, турецкие фильмы - https://todayturkey.ru -

Турецкие школы (как ребенку-иностранцу поступить в турецкую школу)

Учебный год в России уже давно начался, а турецкие школьники еще три недели могли наслаждаться летними каникулами. Обычно учебный год в Турции начинается 15 сентября, но в этом году из-за Рамазана школы открылись 20 сентября.

Каждый год все больше и больше детей-иностранцев записывается в турецкие школы. Только в этом году в Отдел Народного Образования Анталии было подано свыше 50 заявлений от иностранцев. В прошлом году и мы были одними из них. Мой сын к тому времени уже окончил два класса в российской школе, и мы все, признаться, были немного озабочены тем, как пойдут его дела, и сможет ли он здесь учиться. Мы были встревожены еще и тем, что ему, возможно, придется потерять один год и вернуться во второй класс.

Мы и раньше жили в Турции, и тогда мой сын уже неплохо говорил по-турецки. Но через два года, несмотря на мои усилия, многое подзабыл. Мы приехали в Турцию примерно за месяц до начала учебного года, и за это время нам предстояло наверстать упущенное. Сначала он стеснялся разговаривать (видимо, даже у детей бывает психологический барьер), но после двух недель общения с соседскими детьми все встало на свои места.

В Алании большой выбор учебных заведений – начиная с государственных школ и заканчивая частными колледжами. Государственные школы записывают детей по принципу прописки, как в России, то есть стараются брать детей из своего района. Частные же школы принимают всех, были бы у родителей деньги.

Нам повезло: одна наша давняя знакомая работала в школе, находящейся в нашем районе, и к тому же перевела своих учеников в третий класс. Мы, естественно, записались в ее класс. Дело в том, что в турецких школах учитель ведет свой класс 5 лет, поэтому то, что наша знакомая перевела своих учеников именно в третий класс, было для нас настоящей удачей.

Поскольку школа наша государственная, то обучение в ней бесплатное. Тем не менее, при записи ребенка в школу администрация требует добровольно-принудительное пожертвование в пользу школы. Обычно берут деньгами, но мы договорились, что мой муж подготовит к учебному году все компьютеры, что есть в школе (около 30 штук), а также поможет в выборе марок и цен проекторов и сканеров.

Итак, недели за 3 до открытия мы пришли записываться в школу, тогда же мой сын познакомился с некоторыми будущими одноклассниками и учительницей. Учительница дала нам учебники за прошлый год (математика, турецкий и окружающий мир) и прописи, чтобы мы позанимались до школы. Читать по-турецки мой сын уже умел, программа по математике примерно совпадала с российской, оставались окружающий мир и письмо.

Мне сразу понравился учебник по окружающему миру. В отличие от российского учебника, где детей в начальной школе учат, что «рыбы – это животные, покрытые чешуей, но не все» (цитата из нашего российского учебника, не помню автора), в Турции детей учат как себя вести за столом и с незнакомцами, смотреть на дату изготовления при покупке йогурта, какие бывают «волшебные» слова, что такое «своё мнение», как важно его иметь и уметь высказывать, и много чему еще. Что мне сразу не понравилось – так это то, что все обучение и, как я узнала позже, система аттестации, основаны на тестировании, то есть на выборе правильного ответа из нескольких предложенных вариантов.

Итак, до школы оставалось три недели, а нам еще предстояло подать документы в Районный отдел образования (Milli Eğitim Bakanlığı.), находящийся в Анталии. Из документов от нас потребовали свидетельство о рождении ребенка, его паспорт, документы из бывшей школы, а также документы родителей. Переводить бумаги из России на турецкий нам не пришлось, так как у них был сотрудник, владеющий русским языком. Нам сказали позвонить в течение месяца, и после этого снова приехать за готовыми документами, подтверждающими то, что образование первых двух классов нашего сына соответствует уровню турецких школ, и что он может учиться в третьем классе. Поскольку в Турции российские школы имеют большой авторитет, это были всего лишь формальности, и пока документы готовились, наш сын мог учиться, но только в статусе вольнослушателя. Это значит, что ребенок может присутствовать на всех уроках и участвовать во всех тестах и контрольных работах, но его результаты не будут официально учитываться до тех пор, пока его документы не будут оформлены и он не будет зарегистрирован в единой электронной системе E-okul (“Электронная школа”).

Как и в этом году, учебный год в прошлом году начался позже обычного, в конце сентября. Погода тогда еще стояла жаркая, в школу можно было прийти не в форме, а в любой удобной одежде. У каждой частной школы своя форма, в государственных школах форма представляет собой платья у девочек и какие-то тужурки у мальчиков – все ужасного синего цвета и с белыми воротничками. В первый учебный день уроков не было, все пришли в школу с родителями, чтобы повидаться друг с другом, познакомиться с новыми учителями, узнать где теперь будет их класс, записать новое расписание и т.д.

Меня удивило, что каждый ученик (даже мой сын, будучи в статусе вольнослушателя) бесплатно получил пакет с комплектом новых учебников. Раньше в Турции, как и теперь в России, учебники своему ребенку должны были покупать родители, что стоило недешево, и из-за чего многие семьи не имели возможности отправлять детей в школу. Теперь же правительство взяло эти расходы на себя (для бюджета это относительно небольшие деньги). Большинство заданий делается прямо в учебнике – что-то дописать, подчеркнуть, нарисовать – поэтому учебники уже не могут использоваться на следующий год, и новые ученики получают свежий комплект книг. К учебнику по каждому предмету прилагается «рабочая книга» с тестами и домашними заданиями.

Уроки в нашей школе начинаются с 8:40 утра. В понедельник – общешкольная линейка, где поднимают флаг и поют гимн Турции. До обеда – 4 урока, потом 1 час обед, после обеда еще 2 урока. В большинстве школ нет столовых, есть только буфеты, где можно купить сэндвич, тост, пирожок, чай, сок или айран. Поэтому большинство детей ездит обедать домой. Поскольку школы здесь обычно расположены по одной на достаточно большой район и часто далеко от дома, многим детям приходится добираться на специальных автобусах (так называемых «сервисах»). Это микроавтобусы, которые в оговоренное время забирают ребенка прямо от его дома и везут в школу, собирая по дороге остальных детей из этого же района, а потом точно так же развозят по домам. Стоит это удовольствие 100 лир в месяц (примерно 2000 руб.). Зимой, когда льют проливные дожди, «сервисы» просто незаменимы. Кроме того, ребенку не нужно тащить на себе тяжелый портфель.

Хоть у каждого ученика в классе есть своя полка, где он может держать учебники и тетради, портфель часто все равно получается тяжелым. «Ненужные» учебники остаются в школе, домой берут только те предметы, по которым задали домашнее задание.

В программе начальных классов примерно те же предметы, что и в российской школе: математика, родной язык и литература, окружающий мир (по-турецки он называется «Hayat bilgisi», или что-то вроде «Информации о жизни»), музыка, рисование, «технология» (то, что в советской школе называлось «труд»), физкультура. Также несколько раз в неделю выделяется время для подготовки домашних заданий в присутствии учителя, где ученики могут разобрать непонятные им темы. Преподавание иностранных языков начинается с четвертого класса (на мой взгляд, слишком поздно). Физкультуре, к сожалению, уделяется очень мало внимания и времени – всего один час в неделю, да и то в это время дети больше предоставлены себе – мальчики играют в футбол, а девочки – в «вышибалы».

Школьная программа вполне доступна для восприятия среднестатистического ребенка. Естественно, в начале учебы в турецкой школе мне приходилось помогать сыну с уроками. Около месяца мы каждый день сидели до позднего вечера, обложившись книжками и словарями, искали что-то в Интернете, чтобы понять, в чем состоит домашнее задание и как его делать. Представьте: вам объясняют новую тему неизвестными вам словами, а потом нужно письменными буквами нового для вас алфавита написать ответ на поставленные после темы вопросы. Но постепенно мой сын стал справляться с заданиями сам, и лишь иногда спрашивать, когда ему что-то было совсем непонятно.

Самой большой проблемой государственных школ всегда была переполненность классов – 50-60 человек. В прошлом году было принято решение о разделении классов так, чтобы в них было не больше 30 человек. К началу учебного года были составлены новые списки классов, по 25-30 человек в каждом, но многие родители очень хотели, чтобы их ребенок продолжал учиться у того же учителя и, кто словами, кто подарками «уговаривали» завуча записать их ребенка в прежний класс. В итоге в нашем классе через 2 недели после начала учебного года стало около 40 человек.

Естественно, в таких больших классах учителю трудно поддерживать порядок. Поэтому в классе всегда есть староста, правая рука учителя. Старосту обычно выбирают сами ученики. Перед голосованием «кандидаты» проводят настоящую предвыборную кампанию, обещая кому свою коллекцию наклеек, кому лояльное отношение в случае «победы», а кому-то грозя тем, что «не будут с ними играть».

Задача старосты – поддерживать порядок в классе во время отсутствия учителя. После того, как прозвенел звонок на урок, все должны быть в классе и в тишине ждать его прихода. Староста записывает имена «хулиганов» на доску, после чего они получают наказание в виде плохой оценки за поведение или дополнительного домашнего задания. Несмотря на явную роль стукача, быть старостой класса считается очень престижным – хотя бы потому, что его имя уж точно не напишут на доске.

Естественно, из-за большого количества учеников качество образования падает. Поэтому многие ученики помимо школы ходят еще в «dershane» — платные учебные заведения дополнительного образования, где они могут заниматься с преподавателем индивидуально или в небольшой группе. Там, по сути, им рассказывают то же самое, что и на уроках в школе и помогают делать домашние задания. Считается, что если родители хотят, чтобы их ребенок поступил в хороший колледж, а потом в ВУЗ, то посещать «дерсхане» просто необходимо.

Эти же «дерсхане» в качестве подготовки к годовому тестированию несколько раз в год проводят промежуточные тестирования всех учеников. Тестирование стоит 2-3 лиры. В третьем классе нас тестировали по математике, турецкому и окружающему миру. За 2 часа ученик должен ответить на 20 вопросов по каждому предмету, т.е. всего на 60 вопросов.

Во время тестирования ученики заполняют что-то вроде перфокарты, закрашивая нужную клеточку напротив номера вопроса, что позволяет легко сканировать и вводить их ответы в компьютер.

Преимущество этого метода – автоматическая обработка результатов, а также проведение анализа, на основе которого даются рекомендации по поводу тем, вызывающих у ученика затруднения. Недостатки – необходимость выбора из готовых ответов; часто некорректная постановка вопроса с целью запутать учеников, а также ошибки в ответах, когда ни один из них не подходит. Впрочем, последнее случается довольно редко.

При подсчете количества правильных ответов за каждые три неправильных ответа вычитается один балл. Например, если ученик правильно ответил на 17 вопросов и на 3 – неправильно, то итоговый балл будет 16. Это правило введено для того, чтобы ученики не отвечали «наудачу», если не знают правильный ответ.

После компьютерной обработки в качестве результата выдается бумажка с несколькими таблицами и диаграммами. Поскольку подобное тестирование одновременно проводится в нескольких «дерсхане» по всей Турции, подсчитывается рейтинг ученика среди одноклассников, учеников параллели, учеников района, города и общий по стране. На основании неправильных ответов каждому ученику даются индивидуальные рекомендации, на какие темы нужно обратить внимание. Учитель получает список тем и вопросов, на которых его ученики чаще всего «спотыкались». После тестирования в классе проводится «разбор полетов» и решение наиболее трудных задач из тестов.

В качестве итога нужно бы сравнить системы образования в российских и турецких школах, но я не буду этим заниматься – в каждой из них есть свои плюсы и свои минусы. Поэтому в конце хочется лишь привести несколько фактов о турецких школах и системе образования в целом:

Кстати, школьные учебники за все предметы можно скачать в электронном виде на сайтах: