Как известно, сейчас в России проходит очередная перепись населения. Первые переписи населения и в России, и в Турции были проведены для определения размера налогов и дани, в Турции также с целью подсчета мусульманского войска в Османской империи (1831 г.)
Раньше перепись населения в Турции проводилась каждые 5 лет. Для этого выделялся только 1 день: с 8 утра до 5 вечера этого дня никто не имел права покидать свои дома, кроме переписчиков, которые должны были обойти свои участки и заполнить анкеты.
В 2006 году в Турции была внедрена система, позволяющая государству отказаться от этой дорогостоящей и трудоемкой процедуры. Проект Центральной Базы Данных Населения (Merkezi Nüfus Veri Tabanını или MERNİS), разрабатываемый долгие годы, наконец-то был запущен.
MERNİS – гигантская база данных, содержащая в себе различные сведения о гражданах Турции. Идея базы данных довольно проста. Каждый гражданин Турции с рождения получает удостоверении личности («кимлик»), которому присвоен 11-значный идентификационный номер. В записях о всех действиях, касающихся социальной жизни человека и различных изменений его статуса, так или иначе, фигурирует номер кимлика – будь то рождение, поступление в учебные заведения, прием на работу, уплата налогов, служба в армии, лечение, страховка, судимость, брак, рождение детей, выход на пенсию или смерть. Учетом этой информации уже занимаются различные государственные органы, и все, что нужно было сделать — только свести эти данные в одну базу и разработать систему ввода данных.
В 1998 года была завершена разработка базы данных, и в 923 различных районах Турции были установлены компьютеры, подсоединенные к системе MERNİS. Одновременно с этим началась подготовка кадров. В компьютерном центре MERNİS было проведено свыше 280 курсов и было обучено более 6500 человек. Обученный персонал был привлечен к начальному вводу данных о населении Турции, и к концу 1999 года после интенсивной работы в базе были собраны данные о 122 145 860 человек (живых и умерших).
Личная информация граждан – секретная информация, поэтому доступ к ней имеют лишь некоторые служащие государственных учреждений, и могут получать только те данные, ввод которых входит в их компетенцию. То есть, например, сотрудник министерства образования может получать и вносить данные только об образовании граждан, но не может узнать их семейное положение или состав семьи.
Преимущества MERNİS:
- Система позволяет получать самые полные и свежие статистические данных о населении страны в различных аспектах в любой момент времени;
- Предоставляет возможность получать сведения о гражданах в режиме on-line;
- Ускоряет обмен данными между государственными учреждениями, работающими с населением, а также делает сервис более легким, быстрым и надежным;
- Сокращает бюрократический аппарат, обеспечивая, в то же время, безопасность и легкий доступ к нужной информации.
Этот проект стал первым в мире проектом «электронного государства» («e-devlet») и вдохновил многие страны на внедрение похожих систем.
Polina Akar
Очень хорошая система. А у нас, к сожалению, чтобы получить одну справку, несёшь ещё 3, а потом требуют подтверждения, что те справки, которые ты принёс, соответствуют действительности. И так может быть до бесконечности, если ты на них просто не "наедешь", как у меня было с оформлением кредита. Там начальник кредитного отдела, когда я пришёл уже в пятый раз и оказалось, что мне на справку о доходах, подписанную директором и бухгалтером и с печатью, надо принести и копии платёжных ведомостей, на мой, уже на повышенных тонах, вопрос: "Что вам ещё нужно?", сказала: "Ну что вы волнуетесь, я и так могу документы принять". Я ей уже просто выкрикнул (это издевательство с переделыванием заявлений — у них видите ли форма поменялась, получением доп. справок — мой поручитель получал зарплату на пластиковую карту, так с него в дополнение справки с работы о доходах потребовали справку из банка, что ему эти деньги действительно приходят, меня просто достало. И всё это "выкатывалось" в очередной наш приход, после долгого сидения в очереди. К тому же поручители ездили в командировки, и их часто просто не было в городе.): "Так принимайте!!!" И она приняла бумаги. Я вообще считаю, что с человека должны просить только те документы, которые есть у каждого: паспорт, ИНН, пенсионное страховое… А всю остальную информацию — пожалуйста получайте из общей базы, по своим, надёжным каналам, А то у нас чиновники "работают в поте лица", гоняя людей за всякими справками, а люди тратят уйму времени и нервов для "добывания" этих справок. Сколько бы людских ресурсов высвободилось!!! Да и рать чиновников может чуть уменьшилась бы.
Именно из-за того, что освободится куча людских ресурсов, такую систему в России и не введут — страна большая, люди должны как-то жить и зарабатывать 🙂
Страна-то большая, а людей. которые хотят и могут работать. почти нет.
Зато у чиновников есть дети, для которых чиновничий штат только раздувается
В нашем государстве эту информацию могут продать и воспользоваться в криминальных целях, слишком пока велика коррупция…
Одним из законов, принятым в ходе последнего референдума, был закон об усилении защиты личной информации граждан. Если не ошибаюсь, за кражу или любую другую утечку информации о гражданах виновному грозит 22 года тюрьмы.