Массовые протесты в Стамбуле повлекли за собой волну демонстраций и в других городах, и даже за пределами Турции.
«31.05 — 01.06.2013, Турция | Второй день в Стамбуле продолжаются столкновения местных жителей с полицией. Тысячи людей вышли на улицы, протестуя против вырубки деревьев в парке Гези – единственном «зеленом островке» в районе Таксим. Полиция применила в ответ слезоточивый газ и водометы, снесла палаточный городок «Оккупай Гези». Десятки людей задержаны, около 12 человек ранены.» (Источник + фотографии и видео).
Во многих источниках пишут о строительстве не мечети, а торгового центра, но это дела не меняет.
«01.06.2013, Турция | В течение вчерашнего дня и ночью в Стамбуле продолжались ожесточенные схватки между протестующими и полицией. Мирная экологическая демонстрация против вырубки деревьев в парке переросла в полномасштабные антиправительственные выступления с участием сотен тысяч людей по всей Турции. Согласно сведениям МВД в 48 провинциях страны состоялось 90 митингов. 939 задержанных, 53 раненых среди митингующих и 26 среди полицейских.» (Источник)
Вчера я стала свидетелем марша протеста в Алании. Демонстранты прошли по главной улице Алании Бульвару Ататюрка с турецкими флагами и транспарантами, с песнями и лозунгами. Демонстрация свернула в порт Аланьи и вернулась к памятнику Ататюрка, откуда началась демонстрация. Хоть в воздухе вместе с духом патриотизма и витало немало адреналина, все прошло очень мирно и достойно, хотя многие туристы поспешили убраться с места событий, а предприниматели жаловались на то, что марш протеста сказался на их выручке.
By Minna Rautiainen-Cimrin
Турецкая рок-группа Duman сочинила марш протеста в поддержку движения сопротивления.
Обновление: Митинги продолжаются. На митингах народ развлекается песнями и танцами, сочиняет песни на злобу дня.
После того, как премьер обозвал участников митингов «çapulcular» («мародерыf»), остроумные турки придумали новый английский глагол «to chappul» (то, чем они занимаются на митингах) и множество других частей речи («chappulation», «chappuler» и т.д.). «I chappul every day» 😀
На демонстрациях играются революционные и военные песни различных периодов, например, марш кубинских революционеров «Белла Чао» и «Катюша»:
В некоторых новостях пишут: «Если протест продолжится без перерыва 48 часов, согласно конституции республики Турции, премьер-министра страны попросят уйти в отставку.» Такого закона в Турции, к сожалению, нет.
В наших новостях приводится текст манифеста протестующих, в котором они утверждают, что «все это не из-за парка, а из-за того, что правительство нас не слышит…». Далее наши источники приводят информацию о недавнем «запрете на поцелуи в публичных местах (т.е. проявления чувств)» и ожидаемом запрете на продажу алкоголя там же. Т.е., складывается ощущение, что протестуют, скорее, против шага назад, в исламизацию общества… Скажите, пожалуйста, uzayli, это действительно так (по-ощущениям) или же это не имеет ничего общего с тем, что происходит сейчас в стране? Большое спасибо за ответ.
Началось все с того, что против мирной демонстрации зеленых полицейские применили слезоточивый газ и водяные пушки, показав тем самым, что турецкий народ не имеет права выражать свое недовольство против правительства даже так. Это стало последней каплей в политике «закручивания гаек» и исламизации правительства Турции. Народ больше не захотел молчать. Пока не очень понятно, чем все закончится, но даже приверженцы текущей власти увидели, что это перебор.
Страшновато все это… Муж даже следит за событиями до глубокой ночи по всем каналам ТВ. Говорит, что основная проблема в том, что сейчас правительство усилило диктаторские замашки, а в последнее годы в прессе муссировалась тема «Новой Османской Империи» в противовес политике Ататюрка — народной республики. Вот и сейчас правительство начало вести себя так, как будто Турция — это уже империя, а не народная республика.
Еще раз спасибо за информацию — это действительно страшно… Все время думаю о том, что революции и перемены может спровоцировать все, что угодно — любая малая искорка…Очень не хотелось бы, чтобы это случилось с Турцией. И очень не хотелось бы этого шага назад, к империи. Причем, к империи в самом плохом смысле этого слова — такой, какая сейчас душит Россию (т.е. без свобод, без права на развитие и процветание, с непомерными и необоснованными ничем, кроме не очень качественно добываемой нефти, амбициями). Я не против религии, хотя сама не религиозна, но мне кажется, что любому государству, чтобы развиваться и идти вперед нужна открытость, т.е. в данном случае светскость. А любая ортодоксальная доктрина, которая поставлена во главе страны (религиозная или нет), открытость так или иначе, исключает.
Извините, пожалуйста, если кого-то, вдруг, обидела. Не хотела сказать ничего плохого не о Турции, ни о России, но то, что происходит в России меня очень давно серьезно беспокоит, а этой весной первый раз были в Турции и так как мы довольно внимательные люди — несколько раз отмечали, что тема «Новой Османской империи» всплывает у многих так или иначе (когда обсуждают решения политиков, настроения рядовых людей). Отметили это, вернулись в Россию и тут — события в Стамбуле. Еще раз большое спасибо за информацию, Vicky, usayli. Наши СМИ, безусловно, подают ее, но глубоко, конечно, не заглядывают. А мне хотелось понять корни протестов, хотелось сличить ощущения, которые мы «поймали» в поездке с мнением тех, кто давно живет в стране и думает о ней.
Да, вы правы, разделение государства и религии — это то, к чему стремился Ататюрк.
Сегодня разговаривала с очень «кемалистичными» турками, они все очень позитивно настроены.
Я вроде как понимаю, чем не устраивает Эрдоган, понимаю причину протестов. Курс исламизации Турции это, конечно, не хорошо и даже опасно в какой-то мере. Народ живет почти 100 лет в демократии и не хочет жить по указке. Но с точки зрения экономики страны, так ли уж он плох? Я просто из Украины, и помня «оранжевую революцию», с опаской уже отношусь к перемене власти. Любимый мой видит цель — убрать Эрдогана, участвовал в акциях протеста. Он считает, что если премьера поменять, все будет хорошо. А не может ли быть хуже?
Мой муж тоже ходит на митинги. Я думаю, время покажет, что будет дальше, а вообще,
«Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи.» (Томас Карлейль).
К сожалению 🙁 Спасибо моему папе за приведенную цитату.
Мне кажется "Америка" не простила Эрдогану отказ в развязывании войны против Сирии.В этом причина…
Uzayli, добрый вечер,
Спасибо за цитату Вашему папе — я с ним полностью согласна(( Жизнь подтверждает ее правильность, увы(
Расскажите, пожалуйста, что-то меняется? Протесты продолжаются? Изменилась ли как-то реакция властей? Что содержится в официальных заявлениях, если они делаются? Что говорят турецкие журналисты? Что говорит Ваш супруг? А «кемалисты» также оптимистично настроены?
Спасибо заранее.
Здравствуйте, Roksana! Позвольте я отвечу на вопрос, адресованный вами uzayli.
Протесты продолжаются. Акции протеста носят в целом мирный характер (со стороны протестующих), что не мешает полиции продолжать традицию разгона любых скоплений народа в центрах крупных городов слезоточивым (а по слухам и нервно-паралитическим Agent Orange) газом и водяными пушками. Зафиксированы факты применения полицией резиновых пуль.
Сегодня премьер-министр Турции вернулся в Анкару из турне по Африке. В ходе поездки он снова дал оппозиции повод для подколов в свой адрес. Точнее, не столько он сам, сколько король Марокко, отказавший турецкому премьеру в аудиенции.
Согласно одному из последних заявлений Эрдоана, правительство не отказалось от планов по реконструкции парка Гези. В самом парке днюют и ночуют протестующие.
Надо сказать, что перед поездкой он выразил уверенность в том, что к его возвращению ситуация в стране будет урегулирована. Ну, что сказать… не судьба… 🙂
Молодое поколение кемалистов настроено, конечно, крайне оптимистично. Но люди постарше и поопытнее понимают, что, если на одной чаше весов лежит недовольство значительной части общества политикой правительства, то на другой чаше — множество факторов, делающих проблему неизмеримо глубже, а решение её гораздо сложнее, чем предполагает молодежь.
Roksana, смотрите обновление поста. Думаю, в этих видео Вы найдете ответы на свои вопросы.
Nattarius, usayli, огромное спасибо за информацию и анализ ситуации. В российские СМИ заглядывать не хочется — есть ощущение, что там больше нагнетания ситуации в каких-то вполне определенных целях, чем анализа. Впрочем, в России это уже стало стандартом освещения любых международных событий, увы…
Только Шендерович на «Эхе Москвы», в «Особом мнении», пожалуй, попытался события в Стамбуле проанализировать, высказать позицию по тому, что происходит (и не только в Турции):
….«Почему турки могут, а русские не хотят?» — спрашивает слушатель. Это уже к турецким событиям. И что турки могут, тоже еще неизвестно…
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Нет, нет-нет, турки могут. Турки — могут. Сама реакция, да? Сами числительные показывают, что с чувством собственного достоинства в турецком народе как-то оказалось получше, чем среди наших соотечественников. Другой порядок числительных, да? Другое представление о собственном достоинстве!
Кстати говоря, освещение чрезвычайно лживое и двусмысленное этой истории. Первое, что я прочел, я вообще не понял… как будто Чирикова туда прорвалась в Стамбул, что — против сноса парка. Что такое? Какой парк? Да? Первые сообщения были, что как будто экологи там бьются за невырубку парка. Нет, братцы: речь шла о мемориале Ататюрка, который символизирует светское государство, — что на этом месте собираются строить мечеть! Вот по поводу чего выходят миллионы, которые не хотят жить в клерикальном государстве, потому что Турция большими шагами идет в сторону Ирана.
Они не хотят жить в клерикальном государстве, в государстве, подразумевающем, что у людей нет собственного персонального человеческого достоинства. А имеется в виду, что есть какое-то одно правило для всех, да? Вот, они не хотят жить с мечетью на месте мемориала Ататюрка. Это символизирует…
Мечеть и Ататюрк символизируют разные пути развития страны. Вот почему на этом месте сдетонировало. Парк там десятым пунктом, да? Не в парке дело. И то, как сдетонировало в Турции, означает, что они имеют некоторое общественное представление, по крайней мере, о достоинстве нации. Почему у них да, у нас нет? У них 100 лет… Или какое 100 лет? Вот, у них скоро 100 лет, так сказать, Ататюрку, да? А у нас-то эти 100 лет… Да? У нас эти сто лет — вырубалось под корень, да? Пять эмиграций, одна репрессия за другой. Причем, эмиграция – это еще счастливейший случай. Вот — те, кто остались… Вот, нас осталось на сотню тысяч. А в Стамбуле – на миллион. Это результаты исторического процесса в том числе, как мне кажется.