Эфес (лат. Ephesus, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии. Население города составляло около 200 000 жителей. Эфес был вторым городом в Римской империи по размеру и значению после Рима.
Согласно легенде, Андрокл, сын афинского правителя Кодра, получил от Дельфийского оракула приказ основать новый город. Место для нового города ему должны были указать огонь, рыба и дикий кабан. Андрокл отправился на поиски «знаков» вдоль берега Эгейского моря и высадился на берегу прекрасной бухты. Как раз в это время местные рыбаки жарили рыбу. От искры, которая вылетела из костра, загорелся куст, из которого выскочил потревоженный кабан. Здесь и был заложен город. Дикий кабан стал символом города, где ему был установлен памятник.
Во время строительства города Андроклу пришлось встретиться с воинственным племенем амазонок, в одну из которых, Эфесию (что переводится как желанная), он влюбился. В честь неё и был назван город. Позднее почти все амазонки стали женами греков-поселенцев.
В эпоху бронзового века Эфес был столицей небольшого карийского государства, затем заселен греками-ионийцами из Афин. В VI в. до н.э. город был завоёван лидийским царем Крезом. При нём Эфес достиг наибольшего расцвета. В 546 г. до н. э. Крез потерпел поражение от персов. После многочисленных перипетий и войн, Эфес вошел в состав Римской империи. По время правления династии Августов Эфес был столицей Римской провинции Азия. Город постепенно разрастался и стал оживленным торговым центром, резиденцией римских правителей и одним из пяти крупнейших городов Империи, пока его не разорили готы в 262 г. н.э.
В Средневековье город подвергался бесчисленным набегам арабов и пиратов. В начале правления османских турок Эфес был предан полному забвению. От опустошенного и покинутого города не осталось и следа. В 1869 году были предприняты первые археологические раскопки города, основанного Лисимахом города на горе. Остатки древнего Эфеса скрыты под почти непроходимым болотом.
Эфес был одним из самых важных городов в истории христианской религии. Здесь проповедовал апостол Иоанн, похороненный в церкви, названной его именем, а также, как рассказывает предание, дева Мария после распятия Христа выбрала этот город в качестве своего последнего пристанища. В 431 году проходил третий Вселенский собор. Здесь же была построена первая в мире церковь, освящённая во имя Матери Божьей.
Дом Девы Марии
Согласно религиозным христианским источникам, Дева Мария последние годы своей жизни провела в Эфесе. В конце 19 века в районе горы Панаир был обнаружен святой источник, окруженный старинным фундаментом, датированным 1 веком нашей эры. Согласно исследованиям, именно здесь ранее располагался первый в мире храм, посвященный Матери Божьей. В данный момент поблизости отстроили небольшую церковь, источник реставрировали, а рядом с ним соорудили так называемую «стену желаний», где любой может загадать желание, завязав узелок из ткани на специальных решетках.
Улица Куретов
Улица Куретов протянулась вдоль склона от Библиотеки Цельсия и Ворот Геракла до Агоры.
Тот вид, который она имеет в наши дни, был предан ей на границе IV и V вв., когда проводились работы по её обновлению после сильного землетрясения середины IV столетия, который полностью разрушил улицу. Мощение из мрамора и камня гармонирует с руинами античных строений, которые стоят по обеим сторонам улицы. Можно увидеть колонны, каменные пьедесталы, подиумы, капители, фризы, статуи и остатки торговых лавок и жилых домов. Из этих античных руин, часто привезённых сюда из других районов города, выразительно выделяются крытые галереи с колоннами, покрытие которых выполнено из ценной тонкой мозаики. На пустых пьедесталах, повернутых к колоннам, когда-то стояли статуи. На многих пьедесталах до сих пор сохранились надписи, выгравированные в камне. Большинство статуй были помещены в музей. Название улицы связано с мифологическими персонажами, которые дали имя священной касте куретов. Сначала они возглавляли знаменитые культовые действия в Храме Артемиды, а со временем стали играть основную роль в Притании, где сохранилось множество надписей, которые рассказывают об их деятельности. Также надписи встречаются и по всему городу.
На этой и других улицах города размещались ямы, накрытые решетками, где помещали осужденных за убийство или изнасилование. Каждый прохожий имел право плюнуть в яму, чем выражал свое осуждение. На улице также расположена стена из мрамора, на котором выгравированы все городские законы. Законы в то время были неизменны.
Храм Артемиды
Лишь одна неприметная колонна уцелела от храма Артемиды, одного из семи чудес света. Колонна была найдена во время археологических раскопок, проводившихся Британским музеем в 1870-х гг. Незначительные фрагменты фриза и ещё несколько небольших находок находятся частично в Британском музее, частично в археологическом музее Стамбула
Одеон
Полукруглое сооружение, известное также как Малый театр, стоит на склоне холма, на север от Агоры. Судя по надписи, его построил в 150 г. н. э. Публий Ведий Антоний. Изначальное назначение одеона — булевтерий — место заседаний городского Сената. Первое крытое сооружение, рассчитанное на 1400 мест, использовалось поочередно: то для заседаний Сената, то для театральных представлений. Архитектурное решение одеона аналогично классическим моделям: аудиториум с его двухъярусным полукругом рядов, разделенный на четыре основных сектора лестничными проходами; конструкция просцениума говорит о том, что строение было предназначено скорее для заседаний Сената, чем для театральных представлений.
Храм Адриана
Надпись, выгравированная на архитраве храма, свидетельствует о дате его сооружения — около 138 г. н. э. — малоизвестным архитектором П. Квинтилиусом, который посвятил храм императору Адриану. Перед монументальным пронаосом поднимаются пьедесталы от четырёх статуй, которые когда-то украшали храм. По тем надписям, которые сохранились на пьедесталах, можно определить, что это были статуи императоров Диоклетиана, Максимиана, Констанция Хлора и Галерея. Коринфский ордер храма, безошибочно определяется с первого взгляда по изысканности скульптурной орнаментики. Две центральные колонны поддерживают легкую, утонченную арку — все, что сохранилось от оригинального треугольного тимпана, который когда-то венчал здание. Орнаментика арки как бы продолжает мотив фризов, которые идут цельной линией по антаблементу; в центре арки помещен бюст Тихе (богини-покровительницы города). Архитравы порталов богато декорированы с использованием античных орнаментов. Над главным порталом, который ведет в наос, находится полукруглая люнетта, где на фоне утонченного переплетения цветов и листьев аканта представлена женская фигура, которая напоминает античные изображения Медузы. В середине наоса можно увидеть часть оригинального подиума, который когда-то поддерживал статую обожаемого императора Адриана.
Дома на склоне холма
С противоположной стороны Храма Адриана расположен оригинальный ансамбль зданий под названием «Дома на склоне холма», которые повернуты к улице Куретов. В основном здесь жили представители привилегированных слоев общества, в связи с чем улица имеет другое название — «Дома богачей». Они размещены таким образом, что каждый дом служит своего рода террасою для следующего за ним дома. Так называемый Дом Перистеля II отличается большим количеством декораций. Он был построен в I веке, но со временем несколько раз перестраивался, вплоть до VI века. Многочисленные комнаты внутри домов имеют мозаичные полы и настенные фрески IV века. Дом Перистиля I также реставрировался. Датировка его постройки та же, что и предыдущего дома, то есть I век. Одна из комнат известна под названием «театр», поскольку её стены украшены фресками на театральные сюжеты. Некоторые фрески изображают сцены из пьес Менандра и Еврипида. На других фресках изображены мужские и женские обнаженные фигуры.
Библиотека Цельсия
Библиотека была построена в эпоху Империи, во время правления Адриана по проекту архитектора Тиберия Юлия Аквили, который пожелал посвятить её своему отцу. Строительство началось в 114 г. н. э. и было завершено в 135 г. н. э. уже наследниками Тиберия Юлия Аквила, который завещал большую сумму средств на покупку книг и содержание библиотеки. Во 2-й половине III в. во время нашествия готов внутренняя часть здания была полностью разрушена пожаром, который пощадил, фасад здания. Двухъярусный фасад, украшенный колоннами, имеет вид театральной декорации. Колонны нижнего яруса, которые стоят на подиуме центральной лестницы из девяти ступеней, сгруппированных попарно в четыре ряда и увенчаны капителями Коринфа. Колонны верхнего яруса имеют меньшие размеры. Треугольные и полукруглые тимпаны венчают колонны трёх центральных пар. На нижнем этаже за сценично оформленною колоннадою видно три портала в обрамлении тончайшего орнамента, имитирующего рельефный фриз. Над порталами находятся три огромных проёма окон.
Агора
Руины Агоры относятся к романским сооружениям периода Римской империи, построенным, скорее всего, за время правления императоров Августа и Клавдия. Агора, которая окончательно была застроена при Феодосии (IV в.), была украшена двойной колоннадою портика, под которым размещались торговые ряды. Это был центр торговой деятельности, куда съезжались купцы со всех концов Империи. Здесь был также рынок рабов и проводились собрания по случаям религиозных и светских праздников. На севере от Агоры стоят развалины колоннады Базилики, построенной при династии императоров Августов.
Театр
Театр дошёл до нас в хорошем состоянии и по праву считается одним из тех памятников прошлого в этой археологической зоне, которые сохранились лучше всего. Как все сооружения того времени, эфесский театр разделен на три секции: скена (включая просцениум), орхестра (круглая площадка, где выступал хор) и кавеа (сектор зала для зрителей). Вместимость театра — около 24 000 — 25 000 мест. Зал по отношению к сцене поднимался на 30 м и завершался портиком для улучшения акустики всего ансамбля. Днем на сцене театра, проводилось до 50 боев гладиаторов между собой и с животными.
Описание и фотографии предоставлены читателем сайта Юрием Захаровым. Спасибо ему большое!
P.S. Если кто-то узнал в тексте материалы со своего сайта, пишите — добавлю на вас ссылки.
Polina Akar
Но, увы, лучше всего отношение турков к историческим ценностям характеризует этот кадр…
http://fotki.yandex.ru/users/bkristall/view/1006768?page=12
Главное-то это по 20ТЛ за вход собрать и по 10 за парковку 🙂
Сказанное не означает, что в Эфес ехать не надо. Надо.
Как красиво и интересно!!! С большим удовольствием посмотрела фотографии, прочитала об исторических местах, спасибо большое!