Автор: Е. Севостьянова
21 сентября по новому стилю православный мир отмечает один из важнейших праздников — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Этот день, 21 сентября 2015 года, понедельник, стал особенным для православных Турции. Стараниями Митрополита Писидийского Сотирия, Экзарха Анталии и Сиде только на один день — в престольный праздник – открыл свои двери храм Рождества Пресвятой Богородицы (Aya Payana kilisesi) в Ыспарте. Много усилий было приложено для того, чтобы спустя 93 года в этих стенах прозвучали песнопения божественной литургии. Данный храм, возведённый в 1750 году, был кафедральным собором древней Писидии. Церковь спроектирована в форме прямоугольника, размерами 15 на 26 метром. В здании предусмотрено три входа с разных сторон. Особое внимание привлекает крыша церкви, покрытая крестовым сводом. К слову, она была полностью отреставрирована в 1999 году. Внутри деревянный потолок покоится на 10 массивных колоннах, увенчанных коринфскими капителями.
В 1922 году в результате принудительного обмена населением православные христиане вынуждены были покинуть Ыспарту. Прибыв сперва в Анталью, они морским путем перебрались в Грецию. С тех пор службы в этом величественном храме были прекращены.
Говорят, в наши времена Господь не балует нас чудесами. Но что же это, если не чудо?
В престольный праздник отслужить божественную литургию архиерейским чином прибыли Митрополит Писидийский Сотирий, архимандрит Теологос с Афона, архимандрит Михаил из храма прп. Алипия Столпника, что в Анталье, о. Амвросий из Стамбула, о. Ламброс из Греции, православные паломники из Антальи и Алании – всего около 50 человек. Служба прошла особенно торжественно, какая-то неуловимая, но явственно ощутимая радость окутывала верующих. В этих ветхих, обгорелых стенах, спустя столько лет вновь совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню, верующие вновь собрались здесь, чтобы совершить «совместное дело» (от греч. λειτουργία (литургия)— «служение», «общее дело») и «едиными устами и единым сердцем» прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин! Это единение было подчёркнуто и тем, что некоторые молитвы звучали на трёх языках – на русском, греческом и даже на фарси.
После окончания богослужения и получения антидора (в Православной церкви раздаваемые верующим в конце литургии части просфоры, из которой на проскомидии вынимается Агнец) Митрополит Сотирий приветствовал собравшихся поздравлениями и познавательным рассказом об истории храма Рождества Пресвятой Богородицы в Ыспарте. Из Алании был привезен образ Пресвятой Богородицы Писидийской, написанный в 2014 году в Москве по заказу митрополита Писидийского Сотирия, Экзарха Анталии и Сиде, в дар Писидийской Митрополии. Владыка рассказал о чудесах, которыми прославилась данная икона в городе, располагающимся недалеко от Ыспарты – в Созополе Писидийском – и в современной Греции.
Далее, благодаря содействию местных властей, была организована встреча Митрополита Сотирия и священников с мэром Ыспарты господином Юсуфом Зийя Гюнайдыном (Yusuf Ziya Günaydın). Городское руководство позаботилось и о досуге для паломников – приятным сюрпризом стал визит в местный этнографический музей. Экспонатами, выставленными на двенадцати этажах его здания, были знаменитые на весь мир ковры из чистой шерсти, окрашенные исключительно натуральными красителями. А шикарный вид, открывающийся со смотровой площадки на последнем этаже, дал возможность насладиться красотой этого небольшого спокойного городка.
Впечатлившись местным колоритом, паломники под руководством представителей департамента культуры присоединились к Митрополиту Сотирию в кабинете мэра. Нельзя не отметить чрезвычайное радушие и гостеприимство, которые проявила городская администрация, угостив гостей вкусным обедом в местном ресторане.
Мухтар района любезно сопроводила группу к ещё одной значимой точке на православной карте Ыспарты – к церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы (Hagia Ishotya kilisesi, у турок Aya Yorgi kilisesi или храм св. Георгия), где была прочитана поминальная молитва. Здание было построено в 1857-1860 годах и внешне очень напоминает храм Рождества Пресвятой Богородицы. В церковь так же ведут три входа – по одному с севера, юга и запада; та же узнаваемая крыша, покрытая крестовым сводом. По рассказам Митрополита, этот храм славился своим богатым и пышным убранством. Чего стоит одна только люстра, рассчитанная на 600 (!) свечей.
В храме выделены притвор, разделённый на две части, и три нефа. Колокольня крепится к притвору. Сам колокол, датируемый 1903 годом, нынче экспонируется в музее Ыспарты. Внешняя отделка стен выполнена из пород местного известняка. Внутри стены и колонны покрыты штукатуркой и декорированы фресками. Следы былой красоты видны и доныне — местами сохранились их трудно различаемые элементы и лепнина.
Входная надпись, сделанная на турецком языке греческими буквами (на так называемом языке караманлидов — потомков тюркских племен, переселившихся в центральную Анатолию в XIII в., в результате монгольского нашествия и перешедших в православие), нынче хранится в музее Ыспарты.
Удивительно, что в информационной табличке около храма значилось иное название — Aya Yorgi kilisesi (церковь святого Георгия). Но Митрополит Сотирий внёс ясность в этот вопрос: оказывается, турки не особенно вникали в истинные названия православных храмов. А великомученик Георгий был у них на слуху всегда, поэтому и большинство храмов они именовали именно в честь этого святого.
Турецкий город Ыспарта славится своими розовыми полями, и всем, что из розы можно сделать — от драгоценного розового масла и до вкуснейшего розового варенья. Это обстоятельство не могли упустить из виду представители департамента культуры и в завершение визита организовали для паломников «шоппинг-тур» в торговый центр, занимающийся реализацией «розовой» продукции.
Радостные, светлые, по-домашнему уютные и добрые впечатления об этой поездке, о впечатляющих храмах, о благословенной земле, о всех людях, на чьих устах в этот день сияла улыбка, навсегда останутся запечатленными в памяти и на фотоснимках.
Автор: Е. Севостьянова, фото: Е. Севостьяновой и А. Эйдельмана.
Polina Akar