Сейчас большинство из нас перешли на интернет-шопинг. Это быстро и удобно, но не всегда надежно. Я вот, например, вообще очень «удачливый» человек в плане грабель и косяков. Но и это не останавливает меня от покупок в интернете.
Приключилась тут со мной история во время карантина. Сразу скажу, что история с хорошим концом, поэтому хочу поделиться своим опытом, вдруг кому будет полезен.
Если вы оплатили товар банковской картой, а продавец прислал вам вовсе не то, что вы заказывали, прислал товар не того качества, которое заявлялось, или не прислал вовсе и не выходит на связь, на него можно найти управу, оставив в банке заявку на оспаривание транзакции. Банк проведет свое расследование и постарается защитить ваши интересы. Вы знали? Я раньше нет! Если бы знала, то не билась бы несколько месяцев в прошлом году с одним магазином одежды за возврат денег.
В принципе, на этом можно закончить читать, потому что дальше пойдут только подробности и будет многабукв. Но, если вам интересно, то дело было так.
В начале апреля я заказала на сайте İstanbul Bilişim телефон и внешний аккумулятор к нему (пауэрбэнк, powerbank). В заказе было указано, что отправят мне их только 27 апреля. ОК, я стала ждать. После 27 апреля в личном кабинете на сайте продавца надпись о дате отправки изменилась на что-то типа «Мы заметили, что отправка товара задерживается. Ваш заказ будет отправлен в ближайшие сроки».
Я подождала еще несколько дней, ничего не происходило. По телефону, указанному на сайте, после беседы с роботом и нажатий разных кнопок с цифрами, просто играла музыка. На письма и сообщения в facebook никто не отвечал. Я понимаю, что карантин, поставки задерживаются, но будьте вы людьми и держите связь с покупателями.
6 мая я позвонила в свой банк и спросила, что можно сделать. Мне посоветовали заполнить в приложении банка форму для оспаривания транзакции. Особых надежд у меня не было, но деньги были заплачены не маленькие, и нужно было что-то делать. Все оказалось проще, чем я думала. Выбираем операцию с картой (Оспорить транзакцию — Harcama itirazı), выбираем карту, находим платеж, который хотим оспорить, выбираем причину. А их там оказался целый список, позволяющий защитить покупателя на каждом шаге взаимодействия с непорядочным продавцом или для исправления возможной ошибки:
- Карта утеряна/украдена. Платеж был произведен не мной и не лицом, имеющим на это разрешение.
- Во время платежа карта была у меня. Платеж был произведен не мной и не лицом, имеющим на это разрешение.
- С моего счета была списана сумма на оплату товара/услуги. Но товар не был мне доставлен / услуга не была оказана.
- Полученный товар/услуга имеют дефекты или поставлены/оказаны не полностью.
- Товар/услуга предоставлены, но отличаются от того, что было заявлено.
- Поставщик одобрил отмену заказа/возврат товара, но деньги не были возвращены на мою карту.
- Одна и та же транзакция была проведена несколько раз. / Товар/услуга были оплачены другим способом (банковским переводом, наличными, другой картой и т.д.)
- После подтверждения оплаты сумма была списана в другой валюте.
- С моей карты была списана сумма, отличная от подтвержденной.
- Были оплачены услуги отеля/аренды транспорта. Я отказываюсь от дополнительных сумм, списанных с моей карты.
- Я отменил подписку на оказание услуг, но деньги продолжают списываться с моего счета.
- Оспариваю денежный перевод или снятие денег с моей карты (в тех случаях, когда банкомат списал сумму с карты, но выдал не всю сумму или вообще не выдал денег).
Помимо этого, при подаче заявки требуется указать, какие меры были приняты вами самостоятельно для урегулирования вопроса, и какой был получен результат.
На следующий день после отправки запроса мне позвонили из банка, чтобы уточнить некоторые детали. И, о чудо! – сразу после этого продавец ответил мне в facebook, что поставка товара ожидается 15-го мая, и они тут же отправят мне мой заказ.
15 мая я и правда получила сообщение о том, что заказ отправлен. Открыла я посылку, а там только телефон. Я была так рада, что не сразу заметила, что пауэрбэнка нет. При этом мой заказ вообще стерся с их сайта, как будто его никогда и не было. Хорошо, что сохранился у меня в почте.
Снова начала звонить (в итоге снова только слушать музыку) и писать продавцу. На этот раз в недрах сайта нашла возможность открыть ticket, то есть, регистрируемый в системе запрос. На вопрос, где вторая часть заказа (заданный, кстати, 19 мая), 24 мая мне ответили, мол, вы же подали на нас заявку в банк, вот поэтому. Очень логично и содержательно.
Я уже готова была махнуть рукой на эти 50 лир, но 28 мая мне снова позвонили из банка. Сказали, что продавец ответил им, что заказ мной получен, даже подтвердил документально. Закрываем ваш кейс? Я говорю, нет, они мне не весь заказ прислали. Мол, странно, а они говорят, что весь. В итоге, я переправила банку письмо с подтверждением моего заказа и счет-фактуру, в которой был только телефон.
Что вы думаете? На следующий день я получила смс, что мне отправили этот несчастный пауэрбэнк. И вчера я его получила.
Я не знаю, дочитали ли вы до этого места, потому что действительно история скучная, нудная и противная, несмотря на хороший конец.
Если вы попали в похожую ситуацию и собираетесь подать апелляцию, нужно учесть несколько моментов. Сделки, которые вы хотите обжаловать, должны быть отражены в списке транзакций. Процесс апелляции не может быть инициирован для незавершенных платежей. Апелляцию можно подать в приложении, на сайте банка или в самом банке. Апелляцию по давней транзакции у вас вряд ли примут, поэтому настоятельно советую регулярно проверять список операций по карте. И последнее: желательно знать турецкий язык, потому что придется общаться с представителями банка по телефону, а для взаимопонимания лучше это делать на их языке.
Всем желаю удачных покупок и не попадать в подобные ситуации!
Polina Akar