Top

Турецкие железные дороги

Железнодорожный транспорт — малоизвестная сторона жизни Турции для русского туриста, как, впрочем, и для любого иностранца, посещающего страну. Львиная доля туристов посещает ривьеру Антальи и Аланьи, куда железнодорожное сообщение не было проведено, поэтому для путешественника ЖД транспорт остается неизведанной загадкой. Ради справедливости стоит отметить, что и среди обывателей-турок железнодорожный транспорт тоже не получил популярности… пока еще. Но об этом расскажу позднее.

Железнодорожное сообщение в Турции развивалось медленными темпами, так как самым основным препятствием в развитии явился ландшафт страны – гористая местность.

Свою историю железнодорожный транспорт Турции, еще в Османской Империи, начиная с 1856 года, когда британская компания связала Измир и Айдын – это 130 км пути. А 143 года назад первая в стране международная железнодорожная линия связала Париж и Стамбул, что положило начало курсированию знаменитому «Восточному экспрессу», который был упомянут во многих художественных произведениях, самый известный из которых – «Восточный экспресс» с Эркюлем Пуаро Агаты Кристи. Путь экспресса пролегал через Страсбург, Карлсруэ, Штутгарт, Ульм, Мюнхен, Вену, Будапешт, Бухарест, Русе, Варну, Эдирне и далее прибывал на вокзал Сиркечи в Стамбуле. Но сложилось так, что в 1977 году он прекратил свое существование. Тот факт, что строительство железнодорожный линий в стране вела английская компания, положил основу тому, что в основу развития ЖД транспорта Турции легли британские (европейские) стандарты. Такие, например, как ширина колеи – Стефенсоновская – 1435 мм.

В целом за 70 лет в Османской империи было проложено 10 тысяч км железной дороги. После образования Народной Республики в 1923 г., только 4 000 км путей осталось на территории республики. Их национализировали и продолжали развивать ЖД сообщение в стране, опираясь главным образом на промышленные нужды – доставка грузов в порты, на заводы и промышленные предприятия. Но с 1960 года в Республике было принято решение отдать приоритет в развитии автомобильному транспорту, и в стране началось активное строительство автомобильных дорог и шоссе. Автобусы взяли на себя основной поток пассажиров, что и происходит по сей день.

Турки с детства знают, что такое многочасовая – 5 или 10, а иногда и 15-часовая автобусная поездка. В кресле автобуса, с остановками для «перекура» и «обеда» турки научились терпеть все неудобства передвижения сидя. Хотя, конечно, сегодня автобусы — это комфортный транспорт с кондиционером, телевидением, интернетом, стюардом, иногда и с туалетом. В стоимость билета входит легкий «перекус» — горячие напитки, соки, кексы и вода в неограниченном количестве. Но на мой скромный взгляд, все эти удобства не возместят удобства поспать лежа, в самом простом вагоне плацкарты.

Но, несмотря на то, что автобусный транспорт взял на себя основную массу передвижений граждан по стране, ЖД пассажирское сообщение также существует в Турции. Более скромное и немногочисленное, но вполне достойное.

Железнодорожное сообщение и транспорт в стране развивает TCDD — Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları – Государственные Железные дороги Турецкой Республики.

Сегодня в Турции с ЖД вокзалов страны отправляется 12 маршрутов обычных скорых поездов по территории Турции:

  • Измир – Конья
  • Конья – Адана
  • Анкара — Измир
  • Измир – Балыкшехир
  • Басмане – Бандырма
  • Анкара – Адана
  • Анкара – Малатья
  • Анкара – Карс
  • Анкара – Татван
  • Анкара – Курталан
  • Арифие – Адана
  • Кайсери – Адана

Поезда укомплектованы вагонами следующих видов: пульман (кресла стоят в вагоне, как в автобусе), компартмент – сидячее благоустроенное место в купе, сидячая кушетка – простое сидячее место в купе и спальный вагон.

Билеты можно купить или зарезервировать через Интернет.

Стоимость билетов варьируется от 20 до 120 лир в зависимости от направления и типа вагонов. Есть скидки для госслужащих – 20% , студентов и детей – 50%.

Кроме того, существуют международные направления: на запад – «Стамбул-Бухарест» через Софию и Пловдив, и на восток – «Стамбул – Тегеран» через Тебриз.

Скоростной поезд — Yüksek Hızlı Tren

В 2003 году в Турции началось строительство первой линии скоростного поезда, которое завершилось в 2009 году. Путь был проложен из Анкары в Эскишехир. Были закуплены испанские поезда у Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF), которые развивают скорость до 260 км в час.

В 2006 году началось строительство линии Анкара – Конья, которое было завершено в 2011 году. А к 2013 году была завершена линия Эскишехир – Конья.

25 июля 2014 года было завершено строительство линии Эскишехир – Стамбул, и этим открыло эпохальную страницу Турции, когда скоростным транспортом соединятся две столицы Турции – Анкара и Стамбул.

Реклама открытия новой линии Эскишехир — Стамбул:

Государство и дальше планирует развивать скоростную линию. Началось строительство линии Анкара – Сивас и далее в Карс. Есть планы строительства скоростного поезда в Анталью, но как дальняя перспектива. Ландшафт побережья – Таврские горы – усложняют осуществление этого проекта.

План развития линий скоростного ЖД движения в Турции:

Данные о скоростных рейсах ЖД Турции

    Анкара — Эскишехир — Анкара

  • Время в пути – 95 минут
  • Расстояние 245 км.
  • Период курсирования – ежедневно, 10 рейсов
  • Цена билета – 27,50 TL

Анкара — Конья — Анкара

  • Время в пути – 105 минут
  • Расстояние – 262 км
  • Период курсирования – ежедневно, 8 рейсов
  • Цена билета – 27,50 TL

Эскишехир — Конья — Эскишехир

  • Время в пути – 120 минут
  • Расстояние – 343 км
  • Период курсирования – ежедневно, 2 рейса
  • Цена билета – 38,50 TL

Эскишехир – Стамбул (с 25.07.2014г)

  • Время в пути – 120 минут
  • Расстояние – 323 км
  • Период курсирования – ежедневно
  • Цена билета – 38,50 TL (приблизительно)

Билеты на эти поезда тоже можно купить по интернету.

Проект единой линии – Скоростной поезд и автобус

Так как до сих пор поезда покрывают не все курортное побережье Турции, правительство Турции открыло проект единого пути «Скоростной поезд плюс автобус». Билеты можно купить и на ЖД вокзалах, и в офисах автобусных компаний. Продают везде сразу 2 билета — на поезд и на автобус.

На сегодня можно воспользоваться четырьмя маршрутами:

  • Анкара – Конья – Анталья (через Манавгат) – 5 часов
  • Анкара – Конья – Аланья (через Манавгат) – 4 часа 30 минут
  • Анкара – Конья — Эрдемли (через Караман и Силифке, но обратного автобуса нет) – 5 часов
  • Анкара – Эскишехир — Бурса – 2 часа 15 минут

От Анкары до Коньи/Эскишехира и обратно доставляет скоростной поезд, а до побережья Антальи, Аланьи и Бурсы – автобусная компания. Автобусы подходят прямо к железнодорожному вокзалу Коньи/Эскишехира за полчаса до отправления поезда. И когда прибывают пассажиры на поезде из Анкары, то ждут пассажиров на вокзале, уже готовые к отправлению. Стоимость билета около 40 TL.

На направлении Аланья и Анталья задействована автобусная компания «Озкаймак туризм». На направлении – Бурса – «Камил Коч туризм».

В общей сложности, при использовании этого проекта время в пути сокращается почти на 3 часа.

Скоростные поезда в Турции делают ЖД транспорт более привлекательным для туристов и самих турок. Этому способствуют доступные цены, комфортные поезда и конечно, экономия времени.

Железные дороги Турции как бы говорят: “Hoş geldiniz! Mutlu yolculuklar!” – “Добро пожаловать! Счастливого пути!”

Карта железных дорог Турции (11 Mb)

Автор: Vicky

16 095

комментариев 8

  1. zxenon
    26.07.2014 в 20:23 | Ссылка | Ответить

    Билеты по интернету купить не удается. Сайт TCDD работает из России только с IE, с другими браузерами глючит. Но и в IE до момента оплаты не допускает, так как кымлыка нет. Во всяком случае, у меня такой опыт был.

    А вообще прекрасный способ дешево провести ночь в дороге от Стамбула до Анкары: мы как-то раз так ехали в двухместном купе (ятаклы), по стоимости почти как автобус, но комфорт не сравнить. И экономишь на гостинице 🙂 Если, конечно, Хайдарпашу починили и поезда оттуда пустили.

    Плацкарты, вроде бы, нет — есть «кушетлы», это что-то типа нашего четырехместного купе. И сидячие вагоны, как автобус. Если неправ, поправьте.

    • Vicky
      26.07.2014 в 21:12 | Ссылка |

      zxenon, когда Вы покупали был другой сервис. Сейчас покупка и резервация на отдельном сайте —
      https://yolcu.tcdd.gov.tr/view/eybis/tnmGenel/tcddWebContent.jsf (наверное, из-за ввода нового скоростного поезда закрыли на реконструкцию на несколько дней). Кстати, можно не покупать, а зарезервировать только. В кассе потом выкупить.
      К сожалению, уже как года 3-4 обычный скорый поезд со спальным вагоном не курсирует между Анкарой и Стамбулом из-за строительства скоростной трассы. Скоростной поезд вот как раз 25 июля 2014 торжественно пустили в Эскешехире и это будет единственный поезд до Стамбула из Анкары через Эскешехир. 3,5 часа и — вы на месте.
      TCDD уходит от обычных поездов и переходит на скоростные. В Турции билеты на них недорогие.

  2. zxenon
    26.07.2014 в 22:38 | Ссылка | Ответить

    То есть с Хайдарпаши в Анкару сейчас всё ещё не уехать?

    • Vicky
      26.07.2014 в 23:30 | Ссылка |

      С Хайдарпаши поездом точно не уехать, так как обычные поезда на этом направлении отменили из-за введения новой системы скоростных. Оттуда ходят только пригородные электрички. Насколько слышала, есть план Хайдарпашу как вокзал, вообще, закрыть. А скоростной поезд приезжает в район Стамбула — Пендик. Там уже можно добраться до центра на метро.

  3. zxenon
    27.07.2014 в 08:46 | Ссылка | Ответить

    Жалко, такое уютное место было.
    И по мне так обычный поезд на всю ночь лучше, чем скоростной…
    Тем более, почти из района Сабихи, куда добираться, как на Луну, из Султанахмета, например…

  4. Vicky
    2.08.2014 в 01:06 | Ссылка | Ответить

    Заработала ссылка, по которой можно купить ЖД билеты.

    • 2.08.2014 в 01:56 | Ссылка |

      Да, и еще я заметила английскую версию сайт Турецких Железных Дорог, которой раньше, вроде бы, не было. Кстати, на ней тоже есть ссылка «Online ticket sale reservation» и она отличается от той, которая на турецкой версии сайта. Видимо там как раз форма для покупки билетов без наличия кимлика. https://portal1.tcdd.gov.tr/tcdd%28bD10ciZjPTEwMA==%29/zu01/c_menu_hb_Net.do

      Правда, форма все равно по-турецки.

  5. Vicky
    20.12.2014 в 15:56 | Ссылка | Ответить

    Есть хорошая новость. В этом месяце был утвержден план продления магистрали скоростного поезда из Коньи до Анталии через Манавгат. Строительство рассчитано на 2 года. Тоесть появится скорое сообщение — Анкара-Анталья и Стамбул-Анталья)))

Ваш комментарий

*

Подписаться на комментарии к этой записи без комментирования