Вот и прошла четвертая по счету (для нашего хора) служба в Храме Святого Георгия Победоносца. Служба эта была для нас особая, и на нас лежала большая ответственность, потому что, во-первых, на ней должно было присутствовать много народу, а во-вторых, служить должен был Митрополит Писидийский Сотирий. И очень не хотелось ударить в грязь лицом!
К пасхальной службе мы должны были подготовиться отдельно – было много нового материала, плюс, за несколько дней до пасхальной литургии мы узнали, что после обеда будет еще одна служба – посвященная дню Святого Георгия Победоносца 6 мая, вечерняя, о ходе которой мы не имели ни малейшего понятия. Отсутствие священника при храме и духовной поддержки в ходе подготовки к службе очень сильно сказывалось на нас, особенно в последние дни перед службой: мы тряслись, нервничали, путались в тексте, иногда нам вообще казалось, что мы видим его впервые.
Вечером накануне службы Митрополит Писидийский Сотирий принял нас за вечерней трапезой в саду отеля, в котором он остановился в Махмутларе. Он позвал нас, чтобы познакомиться и дать последние указания. Мы беседовали с ним целых два часа, прошлись по нашей партитуре и всей Литургии. Он объяснил нам ход службы, рассказал свои идеи по поводу вечерней литургии, распределил между чтецами тексты и совершенно нас успокоил. Оказалось, что это человек большой души, да еще с удивительным чувством юмора. Мы поняли, что с ним нам не страшно служить эту хоть и радостную, но тяжелую для нас Литургию.
На службу приехало столько народу, что все просто не поместились в храм! Многие из тех, кто не смог войти в храм во время службы, сидела снаружи под тентом за столами, где стояли куличи и яйца для освящения, а также еда для праздничного обеда. Перед причащением Владыка предложил всем, у кого есть тяжесть на сердце, исповедаться. В какой-то момент очередь на причащение кончилась, а к Владыке была такой длинной, что пришлось обратиться к прихожанам с просьбой пожалеть 84-летнего Владыку, и тем, у кого нет тяжких грехов, подойти причаститься без исповедания.
После Пасхальной Литургии мы все вместе пообедали под тентом во дворе храма. Одна из местных жительниц продавала чай из настоящего самовара. Многие преподнесли Владыке подарки.
После обеда храм опустел – большинство не захотело остаться на вторую службу. Во время второй службы мы читали Евангелие от Иоанна 20:19-25 на разных языках: на старославянском, греческом, русском, турецком, английском, грузинском и корейском (на корейском читал сам Владыка).
После службы в своем интервью журналистам с местного телеканала Владыка сказал: «23 апреля исполнилось 140 лет со дня открытия Церкви Святого Георгия Победоносца. А завтра мы будем праздновать день Святого Георгия Победоносца, в честь которого назван Храм. Сегодня особый день для всех, собравшихся здесь прихожан из России, Украины, Грузии и многих других стран. Это день – праздник любви к ближним. Послеобеденная служба – это служба любви. Основная идея сегодняшнего дня – забыть ошибки и простить друг друга, любить друг друга как одна семья». Владыка также поблагодарил мэра Алании за помощь в проведении служб каждый месяц и предстоящей реставрации храма. Он выразил надежду, что в следующем году храм будет выглядеть обновленным и красивым.
После службы мы подарили Митрополиту Сотирию пасхальное яйцо, выполненное местным мастером из камня под названием сепиолит. Когда мы дарили ему подарок, мы исполнили специально выученный нами пасхальный гимн на греческом языке. Владыка был тронут и очень рад 🙂 В свою очередь, Владыка подарил членам нашего хора веера, привезенные им из Кореи (последние годы Митрополит Писидийский живет и заведует приходом в Корее).
Сейчас я каждый день смотрю на этот веер и вспоминаю Владыку, добрейшего из тех, с кем мне довелось встречаться. Это добро прямо исходит от него волнами. Я надеюсь, вы сможете посетить службы 16 июня и 7 июля 2013 г., на которых, к нашей общей радости, снова будет служить Митрополит Сотирий, и получить его благословение. Я думаю, многим будет интересно узнать его биографию. А вот еще интересная история, которую прислал Вячеслав Кошелев:
«Однажды один тринадцатилетний мальчик очень сильно заболел. Заболел так крепко, что уже не смог подняться с постели. Шло время, врачи использовали практически все возможное для его излечения. Но, к сожалению, ничего не помогало. Вес отрока таял на глазах, и у него под кожей уже светились косточки. Родителям сказали готовиться к худшему. И к больному были приглашены священники для совершения Таинства Соборования. Пресвитеры отслужили службу, помазали больного ребенка святым маслом и ушли. Отец мальчика в надежде на безграничное Милосердие Божие решил еще раз попытать счастья — покормить сына, вернее хоть чем-то попоить. Он взял небольшую деревянную палочку, обмакнул ее в молоко и поднес к губам умирающего. Какова же была его радость, когда немощное дитя проглотило эту мизерную каплю. Родитель не мог поверить в произошедшее и повторил всё снова. Ребенок опять принял молоко. И уже через несколько дней мальчик питался почти нормально. Весть о свершившимся чуде вмиг облетела все окрестности. Люди искренне благодарили Бога за Его Милосердие! Так вот сегодня это бывший мальчик присутствовал на службе!!!…Это был Высокопреосвященнейший Митрополит Писидийский, Экзарх Анталии и Сиде Сотирий, 84 лет от роду. Дай Бог ему крепкого здравия и сил на многая-многая лета!»
Еще одна хорошая новость: начинаются работы по реставрации храма!
Еще раз напоминаю, что следующие службы состоятся 16 июня и 7 июля 2013 г. Следите за новостями на сайте.
Спасибо за фотографии Вячеславу Кошелеву и Теоману Эрищу из агентства новостей DHA!
Polina Akar
Не хотела писать это перед фотографиями. Ложка дёгтя: через несколько дней после Пасхи мы с подругой в спортивных целях пошли пешком к церкви от той самой розовой школы. Недалеко от церкви одна местная старушка, которая каждый раз приветствует нас на службах, пасла коз. Ей было скучно, и она хотела пообщаться. Она сказала, что теперь сюда стали регулярно ездить и приходить «такие же как вы, высокие и светлые». Приедут, посмотрят на храм, сфотографируют и уедут. Но в последний раз, пока женщина осматривала храм, рассказала старушка, мужчина пошел и собрал апельсины с моего дерева. Потом, говорит, увидели меня, прыгнули в машину и уехали. «Мне, говорит, не жалко, попросили бы – я бы и сама дала. Но было очень неприятно…»
Товарищи!!! Эти деревья и козы – все, что есть у местных жителей (ну и земля под ними). Апельсины стоят 1 лиру на рынке. То, что деревья стоят сами по себе не за забором и не за колючей проволокой, не значит, что они ничьи. Мы приезжаем в деревню, где раньше отродясь не видели иностранцев. Так давайте же выглядеть не варварами, а цивильными людьми. Местные жители будут рады, если вы привезете им скромные подарки – шоколадки детям, чай или печенье, и с удовольствием поделятся с вами тем, что имеют. Бабушка, пасущая коз, так хотела нас чем-то угостить, что на обратном пути подкараулила нас, дала нам какие-то местные съедобные цветы и научила как их есть :). А еще, кто-то следит за чистотой в храме, пока нас там нет.
Вот пишу я это сейчас и думаю: те кто прочитает это и поймет, все равно никогда так не поступит… Пусть они простят меня за нравоучения. А остальные – Бог им судья.
Да, стыдно за этих… Хорошо и правильно написано.
Спасибо Вам!
Вы же знаете, как обычно говорят великие люди и сказали бы:»Даже если один человек прочитает, поймёт и поступит правильно, значит не зря это было написано»
Спасибо огромное!!!
Пожалуйста, расскажите нашим гидам, пусть они вразумят туристов.
Пасха, Господь принес Свет! Да не омрачат его наши неразумные соотечественники…
Полина еще не написала, что им с подругой пришлось убирать мусор, который остался на территории после праздника.
Вообще, было бы здорово, если после служб люди не сразу садились в трансфер и уезжали, а на 10 минут задержались и посмотрели — не оставили ли мы мусор после себя, чтобы не бабушка-турчанка за нами подметала.
Если это наш храм, то и отношение к нему должно быть соответствующее.
Я не написала, потому что мы с подругой решили после службы на неделе ходить сами убирать, просто брать с собой перчатки и мешки для мусора. Может кто-то захочет присоединиться.
Хотелось бы, чтоб от нас там осталось хорошее впечатление среди местных жителей, и христиане не противопоставлялись мусульманам в плохом смысле, и чтоб нас не называли пренебрежительно «гявурами» («гявур» по-турецки — «немусульманин», как наше слово «басурман» для нехристиан). И чтоб с приходом христианства в деревню пришли не беспорядок и воровство, а что-то хорошее, иначе зачем оно вообще нужно это всё — наши службы, пение, молитвы???
Дай Вам Бог здоровья! Вы абсолютно правы. Если Бог даст я и приеду, то буду в районе Окуржалара, если будет нужно выберусь и помогу Вам.
Спаси Господи!