В Турции парикмахеры называются французским словом «coiffeur» (в турецкой транскрипции «kuaför»). Мужские парикмахеры называются berber, но, говорят, сами берберы терпеть не могут, когда их так называют, они предпочитают называться мужскими куафёрами. Парикмахерские в Турции обычно отдельные для мужчин и для женщин, и только в туристических зонах бывают совмещенные парикмахерские, на них написано Unisex.
Вообще, турецкие парикмахерские не сильно отличаются от российских по спектру предлагаемых услуг, но во многом – своим укладом.
В России, когда вы приходите в парикмахерскую, ваш мастер сам моет вашу голову, стрижет, сушит и укладывает волосы. В турецкой парикмахерской для каждой процедуры есть определенный человек, выполняющий ее согласно своему месту в иерархии этого заведения. Это обычно молодые парни или девушки, которые надеются когда-нибудь стать парикмахерами и открыть свой салон, но сначала, чтобы достичь своей цели, они должны подняться по карьерной лестнице, начиная с самого ее низа.
Так вот, карьера парикмахеров в Турции начинается с того, что они подметают с пола состриженные волосы, подносят клиентам чай, передают полотенца, ножницы и расчески, и вообще делают все, что попросят их «старшие по званию» коллеги. В свободное время им разрешено стоять рядом с мастером и наблюдать, как выполняются стрижка, окраска и укладка волос. Старший по званию персонал обычно с ними не церемонится, и они от этого выглядят напряженными и напуганными, как будто боятся сделать что-то не так. Мне их обычно очень жалко.
Несколько месяцев спустя им доверяют мыть головы клиентов и расчесывать волосы, а также держать фен, пока их босс укладывает клиенту волосы. Теперь их очередь шпынять новичков, которые подметают пол и готовят чай. Когда-нибудь, если повезет, они откроют свой собственный салон и назовут его своим именем, типа «Парикмахер Ахмет».
Пока мастер стрижет меня, застенчивый мальчик спрашивает, не хотела бы я чаю или колы. Я прошу adaçayı («горный чай», или шалфей особого вида), который, на мой взгляд, проще и быстрее всего приготовить. Я наблюдаю, как мальчик удаляется с озадаченным видом. Десять минут спустя я вижу в зеркале, как он пробирается через зал на кухню с букетом горного чая, который он специально бегал покупать. Оказалось, что горный чай у них закончился, и бедняге пришлось специально бегать за ним. «Извините за беспокойство», — говорю я парикмахеру. Мы смеемся, когда мальчик приносит мне чай, и он, не понимая предмета нашего веселья, выглядит еще более испуганным.
«Вы знаете, — говорю я парикмахеру, который продолжает заниматься моими волосами, — вы каждый раз предлагаете мне чай, но я до сих пор не разобралась, когда мне его пить. Сначала вы стрижете, и руки у меня под накидкой, да и волосы туда могут нападать. Потом, когда вы заканчиваете, чай уже совсем холодный».
«Ну, — улыбается он, — может быть предложение чая – это просто жест гостеприимства, и не обязательно его принимать». Да, еще одна особенность турецкого менталитета!
Часто на вывеске парикмахерской можно увидеть фотографию закрытой женщины. Нас с подругой это сначала очень рассмешило. Мол, зачем закрытым женщинам парикмахеры, они же постоянно ходят в платках. Но, во-первых, даже закрытые женщины в обществе других женщин снимают платки и им хочется выглядеть красиво, а во-вторых, у восточных женщин роскошные волосы, но, как известно, «в нагрузку» обычно идет растительность на теле, за чем ухоженные турецкие женщины очень следят. Принято удалять волосы не только на ногах, но и на руках, лице и других частях тела кроме бровей и головы. Закрытая женщина на вывеске означает, что работают в этом салоне только женщины.
Поскольку волосы у турчанок часто волнистые или кудрявые, «красивой» и «ухоженной» головой у них принято считать выпрямленные волосы. В крупных городах, таких как Стамбул или Анкара, женщины, работающие в офисах, чуть не каждый день до работы посещают салоны красоты для выпрямления волос.
Отдельно стоит рассказать о мужских парикмахерских. У них много своих особенностей. Например, там никогда не работают женщины (как показывали недавно в русском сериале Ясмин). Мужские парикмахерские (Berber salonu или erkek kuaförü) – это своего рода мужские клубы, куда мужчины ходят не только бриться и стричься, но и обменяться новостями, сплетнями и другой полезной информацией. Мальчиков водят стричься отцы. Если ребенка привела женщина, значит, скорее всего, у нее нет мужа.
Приведу фрагмент колонки моего ирландского коллеги Тома, с которым мы работали в газете Mahmutlar News.
«Только что вернулся от своего парикмахера, в моем случае это Хасан, владелец Active Kuafor. Я могу описать сеанс стрижки и бритья здесь только как некий духовный опыт. С того момента, как я вхожу в парикмахерскую, после приветствий и рукопожатий, я чувствую, что попал в пространство, где первоочередная задача персонала – сделать клиента счастливым насколько это возможно. Я помню, когда я был маленький, походы в парикмахерскую всегда пугали меня: это было обычным явлением, если после стрижки кровь капала из какого-нибудь пореза на голове или ухе. В стрижке волос не должно быть суеты и спешки, но я помню, в прошлом году перед Рождеством я посетил парикмахера в родном городе, и с того момента, как я вошел к нему, и до того, как вышел после стрижки машинкой, прошло всего шесть минут. Я думаю, он тренировался перед Олимпиадой.
Хоть я и не знаток турецкого языка, но могу выхватить несколько слов из перешучивания между парикмахерами и клиентами, сидящими в креслах или ожидающих своей очереди. Все находятся в хорошем расположении духа, многие приходят просто почитать свежие газеты или перекинуться парой слов с присутствующими.
Я с удовольствием располагаюсь в кресле, зная, что меня ждет приятная процедура, и к работе приступает профессионал, и, когда я встану с этого кресла, может быть, через час, мои волосы, щетина, брови, уши и нос будут приведены в полный порядок. После того, как Хасан закончил со мной, он сказал, что я выгляжу на 15 лет моложе. Его лесть приятна. Бритье опасной бритвой – новый опыт для нас ирландцев. Само по себе бритье в парикмахерской – необычно, плюс, согласно правилам ЕС, а также законам, регулирующим безопасность и здравоохранение, парикмахеры в Европе не могут использовать опасные бритвы, которые сейчас уже и не продаются в Ирландии. Что бы они сказали в Брюсселе, если бы увидели, как парень с зажженным куском ваты на палочке надвигается на вас и начинает махать ей перед вашими носом и ушами!
Услуги не заканчиваются , когда вы покидаете кресло. Вам предлагают чай, кофе или воду, и я всегда принимаю предложение как турецкое гостеприимство и очень ценю это.
Быть «куафёром», на мой взгляд, значит принадлежать к группе людей с исключительными навыками, и они должны гордиться своей работой. Одного только взгляда на ухоженных турецких мужчин достаточно, чтоб понять, что парикмахерское дело — это великое искусство». Том Дормер
Хочу добавить, что в мужской парикмахерской по желанию клиента в сеанс входит не только стрижка и бритье с удалением нежелательных волос, но и глиняная маска лица и массаж плеч. А при помощи опасной бритвы мастера могут выбривать разные замысловатые узорные и фигурные бороды и усы. Поэтому советую всем мужчинам ради интереса хоть раз посетить турецкую парикмахерскую! 🙂
Polina Akar
А мне интересно вот что. У каждой парикмахерской стоит стойка для сушки полотенец. Это после стирки или вытирания голов? Не получается ли так, что одним полотенцем за день вытирают много голов?
Да, я тоже задумывалась над этим.
Парикмахерская, куда хожу я, находится прямо напротив отелей района Кунду в Анталье, поэтому типичной турецкой парикмахерской ее нельзя назвать, ведь рассчитана она в основном на туристов. Куафёр — друг моего мужа, партнёр по рыбалке 🙂 Так вот, когда я впервые пришла к нему, всё, что я попросила — это подровнять линию волос. С этим он, конечно, справился минут за пять. Но я вдруг поняла, что на этом он не остановится. Надо сказать, что тогда я ну никак не планировала доверять свою голову турецкому парикмахеру, вообще я уже много лет обращаюсь к одному и тому же мастеру, и ни к кому больше, да и вообще я жуткий консерватор, эксперименты с внешностью — не про меня. И вот Оззи начинает что-то накручивать на моей голове… Я слабо пытаюсь убедить его не тратить свое время зря, что все уже и так прекрасно, спасибо большое… Как я потом поняла, Оззи, судя по всему, просто не может остановиться в самом начале, для него процесс стрижки волос — это самовыражение, он профессионал, настоящий мастер. После того, как он закончил работу (потратив на меня полчаса вместо ожидаемых мной пяти минут), я была поражена, насколько он угадал мой характер и настроение в этой укладке. С тех пор я никогда не возражаю больше и абсолютно доверяю ему, потому что поняла: он знает, что мне нужно, даже если я сама не знаю 🙂
Ната, твой парикмахер таки сильная личность 🙂
Познакомить тебя с ним? Он и правда хорош!
Спасибо 🙂 У него один офис, тот, который возле вас?
Да, далековато от вас 🙂 шучу я, я ж понимаю, что ехать 50 минут до парикмахерской — это уж слишком 🙂
Спасибо за приятную заметку, привносящую нотку дзена в океан страстей, бушующих вокруг турецких куафёров.
Стригусь всегда в местных парикмахерских. Результатом всегда довольна. Даже после месяцев отрастания стрижки. Даже с учётом того, что мой турецкий не позволяет растечься по древу моим пожеланиям касательно результата и ограничивается несуразными «катлы кесим» и «максимум бэш сантиметерс кес».
Относительно удальства турецких мастеров в деле сооружения причёски я не уверена, но к стрижке придраться не могу.
Спасибо за освещение деликатного вопроса об изображениях закрытых девушек на рекламах салонах. Но имею опыт: стриглась как-то в одном таком, и меня обслуживал парень. Может быть, такие афиши говорят о том, что женщину в данном заведении может подстричь В ТОМ ЧИСЛЕ и женщина (может, у них для таких клиенток даже специальный кабинет есть)?
Спасибо за комментарий. Может быть, Вы и правы, хотя, у закрытых женщин все очень сложно с присутствием чужих мужчин, но кабинки — выход 🙂
Хотя логично было бы предположить (да и во внедрении в практику это тоже логично), что если реклама девушки в платке, то и парикмахерская кошерная… ой, в смысле, сделанная женщинами исключительно для женщин 🙂
Движущие силы турецкого бытия я бы описала словами «эмоции» и «традиции», но никак не совом «логика» 😀
Ёмко и по сути — и не добавишь ничего 🙂
По поводу закрытых женщин, они спокойно ходят в обычные салоны. Наверно, зависит от степени религиозности. Спросила у мужа об этом, но мне сказал, что обслуживающий персонал они за мужчин не считают. ))))
Это, наверное, женщины — kapalı-light version 🙂
Многие закрытые турецкие женщины странные. Они не могут находиться рядом с незнакомым мужчиной в одном помещении, но часто спокойной ходят к гинекологам-мужчинам.
Может, они туда не сами, а с мужьями ходят?
Вообще, в турецких больницах всегда великое засилье малопричастных людей, которые просто ходят с больными в количестве от двух человек. Но это уже совсем другая тема…
Кася, а муж чем поможет? Вместо врача осмотр проведет?
Не знаю как у вас там на Юге 🙂 у нас в Анкаре врач-гинеколог «туда» практически не смотрит, так как женщина на кресле закрыта огромным покрывалом. Максимум взглянет мельком куда датчик УЗИ вставить. Никаких других осмотров не делают. По-моему, они даже не знают что такое гинекологические зеркала…
Поэтому, при таком подходе к осмотру и капалы-дамам там стесняться особо нечего.
Вики, я имела в виду присутствие мужа в том контексте, что женщина уже не будет один-на-один оставаться с незнакомым мужчиной в одном закрытом помещении.
А еще бывает, что они капалы, но например на свадьбу открываются)))
Что я имею вам сказать за Турецкого парикмахера, таки да он отрабатывает по полной особенно если клиент иностранец. Скажу сразу: мне такой поход обошёлся в 50€. Длился он более часа.
Конечно это ни с чем не сравнить, пчелиным воском залепили уши и ноздри и воткнули в них такие ухоковырялки с ватными тампонами на конце, через некоторое время из выдернули, что бы извлечь воласяной покров. Сделали массаж не только спины но и груди. Нитками повытаскивали лишние волосы поверх бровей с последующим опаливанием. Подравняли бороду и усы, коротко постригли волосы на голове. Потом её помыли и высушили, облили каким то дешёвым одеколоном и перед уплатой принесли холодный чай.
Английский и Русский языки они не понимают и другие то- же кроме Турецкого.
P.s. Релакс был бы полным если наш турагент не сказал- бы, что стрижка головы стоит 7€ и стрижка бороды 4€.