Железнодорожный транспорт — малоизвестная сторона жизни Турции для русского туриста, как, впрочем, и для любого иностранца, посещающего страну. Львиная доля туристов посещает ривьеру Антальи и Аланьи, куда железнодорожное сообщение не было проведено, поэтому для путешественника ЖД транспорт остается неизведанной загадкой. Ради справедливости стоит отметить, что и среди обывателей-турок железнодорожный транспорт тоже не получил популярности… пока еще. Но об этом расскажу позднее.
Железнодорожное сообщение в Турции развивалось медленными темпами, так как самым основным препятствием в развитии явился ландшафт страны – гористая местность.
Свою историю железнодорожный транспорт Турции, еще в Османской Империи, начиная с 1856 года, когда британская компания связала Измир и Айдын – это 130 км пути. А 143 года назад первая в стране международная железнодорожная линия связала Париж и Стамбул, что положило начало курсированию знаменитому «Восточному экспрессу», который был упомянут во многих художественных произведениях, самый известный из которых – «Восточный экспресс» с Эркюлем Пуаро Агаты Кристи. Путь экспресса пролегал через Страсбург, Карлсруэ, Штутгарт, Ульм, Мюнхен, Вену, Будапешт, Бухарест, Русе, Варну, Эдирне и далее прибывал на вокзал Сиркечи в Стамбуле. Но сложилось так, что в 1977 году он прекратил свое существование. Тот факт, что строительство железнодорожный линий в стране вела английская компания, положил основу тому, что в основу развития ЖД транспорта Турции легли британские (европейские) стандарты. Такие, например, как ширина колеи – Стефенсоновская – 1435 мм.
В целом за 70 лет в Османской империи было проложено 10 тысяч км железной дороги. После образования Народной Республики в 1923 г., только 4 000 км путей осталось на территории республики. Их национализировали и продолжали развивать ЖД сообщение в стране, опираясь главным образом на промышленные нужды – доставка грузов в порты, на заводы и промышленные предприятия. Но с 1960 года в Республике было принято решение отдать приоритет в развитии автомобильному транспорту, и в стране началось активное строительство автомобильных дорог и шоссе. Автобусы взяли на себя основной поток пассажиров, что и происходит по сей день.
Турки с детства знают, что такое многочасовая – 5 или 10, а иногда и 15-часовая автобусная поездка. В кресле автобуса, с остановками для «перекура» и «обеда» турки научились терпеть все неудобства передвижения сидя. Хотя, конечно, сегодня автобусы — это комфортный транспорт с кондиционером, телевидением, интернетом, стюардом, иногда и с туалетом. В стоимость билета входит легкий «перекус» — горячие напитки, соки, кексы и вода в неограниченном количестве. Но на мой скромный взгляд, все эти удобства не возместят удобства поспать лежа, в самом простом вагоне плацкарты.
Но, несмотря на то, что автобусный транспорт взял на себя основную массу передвижений граждан по стране, ЖД пассажирское сообщение также существует в Турции. Более скромное и немногочисленное, но вполне достойное.
Железнодорожное сообщение и транспорт в стране развивает TCDD — Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları – Государственные Железные дороги Турецкой Республики.
Сегодня в Турции с ЖД вокзалов страны отправляется 12 маршрутов обычных скорых поездов по территории Турции:
- Измир – Конья
- Конья – Адана
- Анкара — Измир
- Измир – Балыкшехир
- Басмане – Бандырма
- Анкара – Адана
- Анкара – Малатья
- Анкара – Карс
- Анкара – Татван
- Анкара – Курталан
- Арифие – Адана
- Кайсери – Адана
Поезда укомплектованы вагонами следующих видов: пульман (кресла стоят в вагоне, как в автобусе), компартмент – сидячее благоустроенное место в купе, сидячая кушетка – простое сидячее место в купе и спальный вагон.
Билеты можно купить или зарезервировать через Интернет.
Стоимость билетов варьируется от 20 до 120 лир в зависимости от направления и типа вагонов. Есть скидки для госслужащих – 20% , студентов и детей – 50%.
Кроме того, существуют международные направления: на запад – «Стамбул-Бухарест» через Софию и Пловдив, и на восток – «Стамбул – Тегеран» через Тебриз.
Скоростной поезд — Yüksek Hızlı Tren
В 2003 году в Турции началось строительство первой линии скоростного поезда, которое завершилось в 2009 году. Путь был проложен из Анкары в Эскишехир. Были закуплены испанские поезда у Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF), которые развивают скорость до 260 км в час.
В 2006 году началось строительство линии Анкара – Конья, которое было завершено в 2011 году. А к 2013 году была завершена линия Эскишехир – Конья.
25 июля 2014 года было завершено строительство линии Эскишехир – Стамбул, и этим открыло эпохальную страницу Турции, когда скоростным транспортом соединятся две столицы Турции – Анкара и Стамбул.
Реклама открытия новой линии Эскишехир — Стамбул:
Государство и дальше планирует развивать скоростную линию. Началось строительство линии Анкара – Сивас и далее в Карс. Есть планы строительства скоростного поезда в Анталью, но как дальняя перспектива. Ландшафт побережья – Таврские горы – усложняют осуществление этого проекта.
План развития линий скоростного ЖД движения в Турции:
Данные о скоростных рейсах ЖД Турции
-
Анкара — Эскишехир — Анкара
- Время в пути – 95 минут
- Расстояние 245 км.
- Период курсирования – ежедневно, 10 рейсов
- Цена билета – 27,50 TL
Анкара — Конья — Анкара
- Время в пути – 105 минут
- Расстояние – 262 км
- Период курсирования – ежедневно, 8 рейсов
- Цена билета – 27,50 TL
Эскишехир — Конья — Эскишехир
- Время в пути – 120 минут
- Расстояние – 343 км
- Период курсирования – ежедневно, 2 рейса
- Цена билета – 38,50 TL
Эскишехир – Стамбул (с 25.07.2014г)
- Время в пути – 120 минут
- Расстояние – 323 км
- Период курсирования – ежедневно
- Цена билета – 38,50 TL (приблизительно)
Билеты на эти поезда тоже можно купить по интернету.
Проект единой линии – Скоростной поезд и автобус
Так как до сих пор поезда покрывают не все курортное побережье Турции, правительство Турции открыло проект единого пути «Скоростной поезд плюс автобус». Билеты можно купить и на ЖД вокзалах, и в офисах автобусных компаний. Продают везде сразу 2 билета — на поезд и на автобус.
На сегодня можно воспользоваться четырьмя маршрутами:
- Анкара – Конья – Анталья (через Манавгат) – 5 часов
- Анкара – Конья – Аланья (через Манавгат) – 4 часа 30 минут
- Анкара – Конья — Эрдемли (через Караман и Силифке, но обратного автобуса нет) – 5 часов
- Анкара – Эскишехир — Бурса – 2 часа 15 минут
От Анкары до Коньи/Эскишехира и обратно доставляет скоростной поезд, а до побережья Антальи, Аланьи и Бурсы – автобусная компания. Автобусы подходят прямо к железнодорожному вокзалу Коньи/Эскишехира за полчаса до отправления поезда. И когда прибывают пассажиры на поезде из Анкары, то ждут пассажиров на вокзале, уже готовые к отправлению. Стоимость билета около 40 TL.
На направлении Аланья и Анталья задействована автобусная компания «Озкаймак туризм». На направлении – Бурса – «Камил Коч туризм».
В общей сложности, при использовании этого проекта время в пути сокращается почти на 3 часа.
Скоростные поезда в Турции делают ЖД транспорт более привлекательным для туристов и самих турок. Этому способствуют доступные цены, комфортные поезда и конечно, экономия времени.
Железные дороги Турции как бы говорят: “Hoş geldiniz! Mutlu yolculuklar!” – “Добро пожаловать! Счастливого пути!”
Карта железных дорог Турции (11 Mb)
Vicky
Билеты по интернету купить не удается. Сайт TCDD работает из России только с IE, с другими браузерами глючит. Но и в IE до момента оплаты не допускает, так как кымлыка нет. Во всяком случае, у меня такой опыт был.
А вообще прекрасный способ дешево провести ночь в дороге от Стамбула до Анкары: мы как-то раз так ехали в двухместном купе (ятаклы), по стоимости почти как автобус, но комфорт не сравнить. И экономишь на гостинице 🙂 Если, конечно, Хайдарпашу починили и поезда оттуда пустили.
Плацкарты, вроде бы, нет — есть «кушетлы», это что-то типа нашего четырехместного купе. И сидячие вагоны, как автобус. Если неправ, поправьте.
zxenon, когда Вы покупали был другой сервис. Сейчас покупка и резервация на отдельном сайте —
https://yolcu.tcdd.gov.tr/view/eybis/tnmGenel/tcddWebContent.jsf (наверное, из-за ввода нового скоростного поезда закрыли на реконструкцию на несколько дней). Кстати, можно не покупать, а зарезервировать только. В кассе потом выкупить.
К сожалению, уже как года 3-4 обычный скорый поезд со спальным вагоном не курсирует между Анкарой и Стамбулом из-за строительства скоростной трассы. Скоростной поезд вот как раз 25 июля 2014 торжественно пустили в Эскешехире и это будет единственный поезд до Стамбула из Анкары через Эскешехир. 3,5 часа и — вы на месте.
TCDD уходит от обычных поездов и переходит на скоростные. В Турции билеты на них недорогие.
То есть с Хайдарпаши в Анкару сейчас всё ещё не уехать?
С Хайдарпаши поездом точно не уехать, так как обычные поезда на этом направлении отменили из-за введения новой системы скоростных. Оттуда ходят только пригородные электрички. Насколько слышала, есть план Хайдарпашу как вокзал, вообще, закрыть. А скоростной поезд приезжает в район Стамбула — Пендик. Там уже можно добраться до центра на метро.
Жалко, такое уютное место было.
И по мне так обычный поезд на всю ночь лучше, чем скоростной…
Тем более, почти из района Сабихи, куда добираться, как на Луну, из Султанахмета, например…
Заработала ссылка, по которой можно купить ЖД билеты.
Да, и еще я заметила английскую версию сайт Турецких Железных Дорог, которой раньше, вроде бы, не было. Кстати, на ней тоже есть ссылка «Online ticket sale reservation» и она отличается от той, которая на турецкой версии сайта. Видимо там как раз форма для покупки билетов без наличия кимлика. https://portal1.tcdd.gov.tr/tcdd%28bD10ciZjPTEwMA==%29/zu01/c_menu_hb_Net.do
Правда, форма все равно по-турецки.
Есть хорошая новость. В этом месяце был утвержден план продления магистрали скоростного поезда из Коньи до Анталии через Манавгат. Строительство рассчитано на 2 года. Тоесть появится скорое сообщение — Анкара-Анталья и Стамбул-Анталья)))